ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Введение. На сегодняшний день, несмотря на развитие медицинских технологий и улучшение логистических аспектов здравоохранения, проблема единых лечебно-диагностических алгоритмов и алгоритмов маршрутизации беременных и рожениц с неотложной хирургической патологией остается до конца не решенной. Первым шагом на пути к ее решению является подробный анализ текущей структуры заболеваемости и путей маршрутизации.
Цель – проанализировать заболеваемость неотложной экстрагенитальной хирургической патологией и потоки маршрутизации у беременных и рожениц в городе Санкт-Петербург.
Методы и материалы. На основании базы данных о выставленных счетах страховых организаций Санкт-Петербурга на законченные случаи лечения произведен ретроспективный анализ данных беременных пациенток с экстрагенитальной хирургической патологией, госпитализированных в экстренном порядке в период с 2019 по 2021 г. Оценивались структура заболеваемости, сроки доставки в стационар, показания и спектр выполняемых оперативных вмешательств, исходы лечения.
Выводы. В структуре неотложных и экстренных госпитализаций у беременных экстрагенитальная хирургическая патология составляет 1 %. Общая доля оперативных вмешательств у пациенток с экстрагенитальной патологией составляет 35,1 %. Маршрутизация беременной с подозрением на хирургическую патологию путем первичного обращения в родильный дом достоверно увеличивает (p<0,05) среднее время до поступления в хирургический стационар.
ОБЗОРЫ И ЛЕКЦИИ
В обзоре рассмотрены изменения структуры и функции липопротеинов высокой плотности (ЛВП), играющие важную роль в патогенезе ряда хронических заболеваний, так или иначе стимулирующих развитие атеросклероза. Доказано, что функция ЛВП нарушается при ряде генетических и приобретенных заболеваний, ведущих к дислипидемии и связанных с повышенным сердечно-сосудистым риском, таких как семейная гиперхолестеринемия, ожирение, метаболический синдром, хроническая болезнь почек, сахарный диабет, воспалительные и аутоиммунные заболевания.
Изоформы IX и XII карбоангидразы человека играют ключевую роль в поддержании кислотно-основного равновесия в солидных опухолях, формируя благоприятное микроокружение для роста, инвазии и метастазирования опухолевых клеток. В последние несколько лет рядом научных групп опубликованы результаты о том, что ингибирование изоформ IX и XII значительно повышает эффективность классической химиотерапии, позволяет подавлять резистентность опухолевых клеток к химиотерапии и повысить их чувствительность к применяемым препаратам (в т.ч. снижение дозы цитостатиков). В обзоре нами проведен анализ научной литературы о роли изоформ IX и XII карбоангидразы в канцерогенезе и по комбинированному действию ингибиторов карбоангидраз с противоопухолевыми препаратами.
В обзоре рассмотрены особенности строения и свойства наиболее изученных фосфолипаз яда змей семейства гадюковых. Также детально анализируются разнообразные эффекты этих ферментов на форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты и тромбоциты), на процессы свертывания крови и агрегацию тромбоцитов. Описываются возможные области и пути применения этих ферментов в фундаментальной и практической медицине.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Введение. В настоящий момент одним из наиболее перспективных направлений применения графенов и материалов на его основе, в частности оксида графена, является биомедицина. Благодаря большому разнообразию функциональных групп и возможности химического модифицирования оксида графена перспективным является создание композиционных материалов биомедицинского назначения. Данные наноматериалы обладают уникальной структурой и свойствами, что определяет их использование для создания систем адресной доставки лекарств, в тканевой инженерии, биовизуализации, а также для создания новых материалов, обладающих антимикробными и противовирусными свойствами.
Цель – осуществить синтез и идентификацию оксида графена и его конъюгата с глицином, а также исследовать биосовместимость полученных наноматериалов: влияние на гемолиз и агрегацию тромбоцитов, генотоксичность, цитотоксичность.
Методы и материалы. Оксид графена был синтезирован из графита по модифицированному методу Хаммерса и Оффемана, после чего также был получен конъюгат оксида графена с глицином. Идентификацию проводили с помощью ядерной магнитно-резонансной спектроскопии. Изучение биосовместимости полученных наноматериалов включало исследование их гемолитической активности, влияния на коллаген-индуцированную агрегацию тромбоцитов, цито- и генотоксичность.
Результаты. Были синтезированы оксид графена и его конъюгат с глицином. Идентификация с помощью ядерной магнитно-резонансной спектроскопии подтвердила строение и состав веществ. Результаты исследований биосовместимости полученных наноматериалов показали отсутствие гемолитической активности (степень гемолиза не превысила 2,5% в исследуемых диапазонах концентраций); наличие антиагрегантных свойств (при С=10–100 мг·мл–1); отсутствие генотоксических и цитотоксических свойств (оксид графена при C=0,25–25 мг·л–1 не влияет на жизнеспособность клеток линии HEK293; в свою очередь, конъюгат с глицином при C=100–200 мг·л–1 вызывает дозозависимое увеличение пролиферации клеток HEK293).
Вывод. Таким образом, проведенные исследования демонстрируют, что функционализация поверхности графена кислородсодержащими группами и аминокислотами приводит к повышению гемосовместимости, а также получению наноматериалов, не проявляющих гено- и цитоксичности.
Цель – оценить прогностическую значимость уровней D-димера периферической венозной крови и артериальной крови в отношении риска развития ранних осложнений после открытых реконструктивных операций на аорто-подвздошном сегменте.
Методы и материалы. В исследование включены 89 больных, которым был определен уровень D-димера периферической венозной крови, а также уровень D-димера артериальной крови интраоперационно.
Результаты. Установлены статистически значимые различия уровня D-димера в зависимости от наличия или отсутствия ранних послеоперационных осложнений.
Выводы. Интраоперационный уровень D-димера артериальной крови обладает прогностической способностью в отношении развития ранних послеоперационных осложнений.
Введение. Эндометриоз представляет собой мультифакторное гинекологическое заболевание, характеризующееся доброкачественным разрастанием клеток эндометрия вне полости матки. На современном этапе исследования эндометриоза этиология и патогенез его развития изучены недостаточно. Все больше внимания уделяется эмоциональным и личностным особенностям пациенток, а само заболевание постепенно переходит в разряд психосоматических расстройств.
Цель. Выявить особенности восприятия болевого синдрома, а также эмоциональные, личностные особенности и уровень адаптации женщин с эндометриозом.
Методы и материалы. В исследовании приняли участие 76 респонденток: 46 женщин с эндометриозом и 30 женщин без гинекологической патологии (условно). Использовались психодиагностические опросные методики, направленные на изучение особенностей восприятия болевого синдрома, эмоциональной сферы, уровня адаптации, личностных особенностей и полоролевой идентичности.
Результаты. В личностном профиле женщин с эндометриозом преобладают такие черты, как: тревожность, депрессивность, трудности контроля за происходящими жизненными событиями, снижение уровня социально-психологической адаптации и удовлетворенности качеством жизни, склонность к уходу от действительности в сравнении с личностным профилем условно здоровых женщин. Установлено, что более высокая оценка выраженности болевого синдрома при эндометриозе взаимосвязана с такими типами межличностного взаимодействия, как «зависимыйпослушный» и «сотрудничающий-конвенциональный».
Выводы. Лечение и реабилитация пациенток с эндометриозом требует учета их психологических особенностей, а также мультидисциплинарного подхода с привлечением специалистов различных профилей, в том числе психологов/психотерапевтов.
Введение. В современной хирургии используется множество видов различной энергии для достижения гемостаза, в частности энергия аргоноплазменной коагуляции. Однако воздействие может затрагивать не только источник кровотечения, но и лигатуры, находящиеся в непосредственной близости от источника кровотечения. В инструкции по применению шовного материала или инструмента для коагуляции не описаны изменения, которые могут произойти при их взаимодействии. При обзоре литературы найдено незначительное количество публикаций, посвященных изменениям в физических свойствах шовного материала при воздействии на него. Этой информации недостаточно для прогнозирования последствий воздействия энергии аргоноплазменной коагуляции на шовный материал и вследствие на заживление раны или качество послеоперационного рубца.
Цель – определить изменения свойства биодеструкции синтетических абсорбируемых шовных материалов при использовании аргоноплаземенной коагуляции в эксперименте in vivo.
Методы и материалы. В экспериментальном исследовании проанализированы результаты биодеструкции монофиламентных и полифиламентных нитей после воздействия энергии аргоноплазменной коагуляции в сравнении с контрольными образцами в организме лабораторных мышей.
Результаты. Можно однозначно утверждать, что воздействие энергии аргоноплазменной коагуляции имеет влияние на скорость биодеструкции как монофиламентных, так и полифиламентных синтетических нитей, имплантированных в мышечную ткань.
Выводы. Шовный материал, подвергнутый воздействию аргоноплазменной коагуляции, может не соответствовать заявленным производителем срокам частичной или полной биодеструкции, что может отразиться на качестве в процессе формирования рубца.
НАБЛЮДЕНИЯ ИЗ ПРАКТИКИ
Транзиторная глобальная амнезия (ТГА) характеризуется внезапным развитием преходящих нарушений всех видов памяти с утратой возможности запоминания, антероградной и иногда ретроградной амнезией и воспроизведением происходящих событий, при сохранности сознания, с повторяющимися вопросами, произносимыми в это время пациентом, продолжительностью менее 24 часов (обычно 1–8 часов). При этом состоянии страдают медиальные отделы височных долей и гиппокамповы извилины. Патогенез развития ТГА включает развитие венозных расстройств по типу механизма Вальсальвы, другие нарушения кровообращения и мигрень. В статье приводится обзор литературы по развитию ТГА у пациентов с рассеянным склерозом и церебральной аутосомно-доминантной артериопатией с подкорковыми инфарктами и лейкоэнцефалопатией (ЦАДАСИЛ), что нехарактерно для этих пациентов, и описание редкого наблюдения за пациенткой с установленным диагнозом ЦАДАСИЛ, у которой впервые развившийся острый сосудистый ишемический эпизод протекал в виде транзиторной глобальной амнезии. Диагноз ЦАДАСИЛ был у нее установлен ранее на основании наличия в анамнезе мигрени, характерных для заболевания изменений на МРТ головного мозга, а также молекулярно-генетического анализа, выявившего гетерозиготную мутацию в гене NOTCH3: мутация р.207 R>R/C. В неврологическом статусе очаговых симптомов выявлено не было. При МРТ исследовании головного мозга в режиме диффузии (DWI) был выявлен характерный для ТГА точечный мелкий очаг поражения в области левой гиппокамповой извилины. Несмотря на частое описание мигрени и подкорковых инсультов при ЦАДАСИЛ, описания в литературе ТГА у таких пациентов единичные. Также единичны описания ТГА у пациентов с рассеянным склерозом (РС).
В настоящее время в медицинской генетике сохраняется значительный разрыв между реальной врачебной помощью и научными достижениями в области молекулярно-биологических технологий. Диагноз наследственной патологии ставится нечасто, а генетические знания не спеша входят в медицинскую практику. Большая часть больных с наследственными заболеваниями имеет совершенно другие диагнозы и лечится у специалистов по принципу ведущего клинического симптома, как, например, умственная отсталость, скелетные деформации, глазная патология, тугоухость, атрофические, ихтиозоподобные или псориазоформные изменения кожи и т. д. Клиника наследственной патологии нередко бывает похожа на хорошо известные и часто встречающиеся болезни, поскольку существует фенотипическое сходство между генетически гетерогенными заболеваниями. При этом ошибочная диагностика приводит к патогенетически неоправданному лечению. В нашей работе описан клинический случай прогероидного синдрома, подтвержденного цитогенетической диагностикой на базе ПСПбГМУ. Пациентка на протяжении 26 лет наблюдалась с различными дерматологическими синдромами. При мультидисциплинарном подходе к верификации наследственного заболевания врачам-дерматовенерологам и врачам-генетикам удалось уточнить наследственный характер поражения кожи у пациентки и подтвердить у нее прогероидный синдром.
ISSN 2541-8807 (Online)