Preview

Учёные записки Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова

Расширенный поиск
Том 29, № 1 (2022)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.24884/1607-4181-2022-29-1

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

9-17 325
Аннотация

С момента подписания приказа о создании Отдела молекулярно-генетических технологий НИЦ прошел 21 год (приказ № 118 подписан академиком Н.А. Яицким 5 июня 2001 г.), и 20 лет прошло с момента начала деятельности Отдела. Ведущий ученый в области молекулярной медицины профессор Евгений Иосифович Шварц не только возглавил Отдел, но и привел с собой своих учеников — коллектив лаборатории молекулярной генетики человека Петербургского института ядерной физики Российской академии наук. Коллектив был первым в стране, применившим метод полимеразной цепной реакции для диагностики наследственных заболеваний человека, а на тот момент имевшим опыт как в составлении карт мутационных повреждений при моногенных заболеваниях человека, так и своих исследований в области мультифакторной патологии. Отдел положил начало развитию молекулярно-генетических технологий в Университете и стал базой для выполнения диссертационных исследований и освоения современных методов молекулярной генетики. В статье описана история создания Отдела и его основные достижения.

ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

18-27 362
Аннотация

Введение. Изменения в экспрессии дофаминового транспортера (DAT) выявлены у пациентов с рядом нервнопсихических заболеваний, однако их значимость для патогенеза остается невыясненной. Нокаутные по гену DAT крысы — перспективная модель одного из вариантов дисфункций фронтостриарной системы, вовлеченной в адаптацию обучения к текущим потребностям, мотивации и опыту.

Цель — оценить влияние выключения гена DAT на взаимодействие процессов выработки классических и инструментальных рефлексов (ассоциативное обучение).

Методы и материалы. Использованы крысы из локальной колонии: нокауты (n=31), гетерозиготы (n=32) и «дикий тип» (n=24). Нокаут гена DAT (Slc6a3) выявляли методом полимеразной цепной реакции с последующим рестрикционным анализом. Крыс содержали индивидуально с ограниченным доступом к пище и неограниченным — к воде. В оперантных камерах, оборудованных интерфейсом MED-PC (MED Associates, США), выполнили три эксперимента: 1) классическое обусловливание; 2) автоформирование оперантной реакции; 3) обучение на основе вторичного подкрепления. Статистический анализ выполняли с помощью «SigmaPlot 12.5» (Systat Software Inc., США) и «SPSS Statistics 21» (IBM, США).

Результаты. Выявлено, что выключение гена DAT у крыс не влияет на формирование условно-рефлекторных связей при классическом обусловливании (1), однако сопровождается нарушениями автоформирования оперантной реакции (2) и обучения на основе вторичного подкрепления (3).

Заключение. Обнаруженные нарушения ассоциативного обучения могут быть связаны со снижением побудительной значимости стимулов в условиях гипердофаминергии.

28-36 427
Аннотация

Введение. В последние годы большое внимание уделяется изучению внеклеточных микрочастиц — микровезикул и экзосом — и их роли в патогенезе заболеваний человека.

Цель — проанализировать количество и размеры внеклеточных микрочастиц плазмы крови (ВМЧПК) у пациентов с COVID-19 тяжелого и крайне тяжелого течения и сопоставить эти параметры с лабораторными маркерами активации гемостаза, воспаления и повреждения тканей.

Методы и материалы. В исследование были включены 29 пациентов с COVID-19 тяжелого и крайне тяжелого течения. Концентрацию и размеры ВМЧПК определяли методом анализа траекторий наночастиц (nanoparticle trajectory analysis, NTA). Пациентам выполняли общий клинический анализ крови и тромбоэластометрию (ТЭМ), а также оценивали в крови коагулологические, биохимические и иммунологические показатели, включая фибриноген, протромбиновое время, активированное частичное тромбопластиновое время, D-димер, С-реактивный белок, лактатдегидрогеназу, прокальцитонин, антиген фактора Виллебранда, интерлейкины-6 и -18.

Результаты. Были выписаны из отделения реанимации и интенсивной терапии с улучшением 14 (48,3 %) пациентов (группа 1 — выжившие), а 15 (51,7 %) пациентов умерли (группа 2 — летальный исход); концентрация ВМЧПК между этими группами не различалась. В группе 2 была выявлена гетерогенность размера ВМЧПК, а также тенденция к увеличению размера ВМЧПК (р=0,074). Среди всех обследованных пациентов концентрация ВМЧПК обратно коррелировала с протромбиновым временем и числом крупных тромбоцитов, а размер ВМЧПК обратно коррелировал с уровнем антигена фактора Виллебранда и имел прямую корреляцию с фибриногеном. В группе 1 концентрация ВМЧПК имела прямую корреляцию с интерлейкином-18 и максимальным лизисом тромба при ТЭМ, а размер ВМЧПК прямо коррелировал с максимальным лизисом тромба при ТЭМ и обратно коррелировал с прокальцитонином и максимальной плотностью сгустка при ТЭМ.

Заключение. Проведенное исследование подтверждает важность процесса образования внеклеточных микрочастиц в патогенезе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и согласуется с гипотезой о том, что параметры пула ВМЧПК могут являться прогностическими биомаркерами степени тяжести COVID-19.

37-45 427
Аннотация

Цель исследования — проведение валидации результатов, полученных нами ранее в ходе анализа транскриптома первичной культуры макрофагов периферической крови пациентов с болезнью Паркинсона, ассоциированной с мутациями в гене лизосомного фермента глюкоцереброзидазы GBA (GBA-БП), в котором была выявлена сниженная экспрессия генов нейрогенеза EGR1 (early growth response protein 1), NR4A2 (nuclear receptor 4A2), JUNB (transcription factor jun-B) у пациентов с GBA-БП.

Методы и материалы. В исследование включены 14 пациентов с GBA-БП, 15 GBA-носителей, 30 пациентов с болезнью Паркинсона (БП) и 44 индивидуума контрольной группы. Оценка относительного уровня мРНК генов нейрогенеза EGR1, NR4A2, JUNB в мононуклеарах периферической крови проводилась методом количественной полимеразной цепной реакции (ПЦР) в режиме реального времени с использованием флюоресцентных зондов TaqMan или флуоресцентного ДНК-красителя EvaGreen.

Результаты. Относительный уровень мРНК гена JUNB в мононуклеарах периферической крови был понижен в группе пациентов с GBA-БП по сравнению с контрольной группой (p = 0,034). Также было выявлено, что относительный уровень мРНК гена NR4A2 в мононуклеарах периферической крови был повышен среди GBA-носителей, по сравнению с пациентами с GBA-БП, пациентами с БП и контролем (p = 0,0029, p = 0,00045, p = 0,0024 соответственно). Статистически значимых различий в уровне мРНК гена EGR1 между всеми исследуемых группами выявлено не было (p>0,05).

Заключение. GBA-БП характеризуется пониженной экспрессией гена JUNB по сравнению с контролем и гена NR4A2 относительно GBA-носителей.

46-53 374
Аннотация

Введение. Ожирение ассоциировано с высоким риском развития таких заболеваний, как метаболический синдром, сахарный диабет II типа (СД2), сердечно-сосудистая патология. Специфический липидный шаперон FABP4 — белок, связывающий жирные кислоты, —является важным для функционирования жировой ткани белком, который при этом входит в число секретируемых жировой тканью адипоцитокинов.

Целью исследования явилось изучение экспрессии гена FABP4 в подкожной и висцеральной жировой ткани (ПЖТ и ВЖТ) у пациентов с ожирением и СД2.

Методы и материалы. Образцы ПЖТ и ВЖТ были получены при проведении бариатрических операций (N=43, ИМТ>35): 21 пациент с СД2, 22 — без СД2; а также у лиц без ожирения при плановых операциях на брюшной полости (контрольная группа, N=15, ИМТ<30). Уровень мРНК гена FABP4 оценивали методом полимеразной цепной реакции в режиме реального времени.

Результаты. Было продемонстрировано, что уровень мРНК гена FABP4 в ПЖТ и ВЖТ снижен при ожирении независимо от манифестации СД2 (p<0,01). Наблюдалась отрицательная корреляция между уровнем мРНК гена FABP4 в жировой ткани и показателем ИМТ (для ПЖТ: r=—0,327, p = 0,016; для ВЖТ: r=—0,304, p = 0,024).

Заключение. Уровень экспрессии гена FABP4 в ЖТ может выступать как маркер дисфункции ЖТ при ожирении.

54-62 316
Аннотация

Цель исследования — оценка структурных изменений в крае гастродуоденальных язв, осложненных перфорацией, кровотечением или пенетрацией, с точки зрения особенностей заживления язвенного дефекта.

Методы и материалы. Проведены гистологическое и иммуногистологическое исследования 25 пациентов основной группы с перфоративными гастродуоденальными язвами и 23 контрольной группы с хроническими рецидивирующими язвами, осложненными кровотечением и пенетрацией. Гистологические срезы окрашивали гематоксилином и эозином, пикрофуксином по ван Гизону. Выполняли иммуногистохимические реакции с антителами к Ki-67, CD68, CD138, CD34.

Результаты. При макроскопической оценке был отмечен четкий ровный край перфоративного отверстия. При гистологическом исследовании на фоне острых дисциркуляторных изменений отчетливо выделяется зона некроза и слабо выраженный слой грануляционной ткани, в большинстве случаев практически отсутствовавший. Край перфоративной язвы состоит из минимально представленной, четко отграниченной зоны тканевого детрита и практически не измененного мышечного слоя. В клеточном инфильтрате доминировали плазмоциты, а индекс пролиферативной активности в эпителии краев язвы составил около 45 % и распределялся достаточно равномерно.

Заключение. Перфоративную язву можно рассматривать как особую группу осложнений с наиболее выраженными изменениями в виде инфильтрации плазмоцитами и эозинофилами, отеком и острыми дисциркуляторными изменениями, равномерной и достаточно высокой пролиферативной активностью эпителия. Изменения в краях прободной язвы делают возможной полную регенерацию без чрезмерного рубцевания при прецизионном ушивании перфорации.

63-69 564
Аннотация

Введение. Высокая частота использования вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) и противоречивость информации о параметрах когнитивного развития детей, зачатых с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) определила постановку проблемы исследования.

Цель работы — оценка своеобразия речевого развития детей и подростков, зачатых с помощью процедуры ЭКО и находящихся в возрастном интервале от 5 до 15 лет.

Методы и материалы. Выборка из 51 ребенка (29 мальчиков), средний возраст — (7,9±2,8) года, 14 детей имели психиатрические диагнозы (расстройства аутистического спектра(РАС), шизотипическое расстройство (ШТР) и др.). Применяли логопедическую оценку развития речи, нейропсихологическую диагностику по Л.С. Цветковой, диагностику IQ по Векслеру, описательную статистику, корреляционный анализ.

Результаты. У 41 % детей имелись легкие варианты задержки речевого развития в возрасте до 3 лет, нормативно развивалась речь у 59 % детей. С возрастом частота выявляемых отклонений в речевом развитии падает, в старшей возрастной группе (от 11 до 15 лет) норма развития речи встречалась у 85 % испытуемых. Корреляционный анализ показал своеобразие корреляционных плеяд у детей, зачатых с помощью ЭКО, при сопоставлении параметров речевого развития, нейропсихологической оценки, баллов по субтестам Векслера.

Заключение. Однозначного вывода о нарушении речевого развития у детей, рожденных с помощью ЭКО, сделать нельзя, однако при наличии психической патологии и с учетом возраста матери и числа применения процедур ВРТ следует обратить внимание на оказание логопедической и нейропсихологической коррекции с раннего возраста.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-4181 (Print)
ISSN 2541-8807 (Online)