Preview

Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова

Расширенный поиск

Комплексная оценка речевого развития детей, зачатых с помощью экстракорпорального оплодотворения

https://doi.org/10.24884/1607-4181-2022-29-1-63-69

Полный текст:

Аннотация

Введение. Высокая частота использования вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) и противоречивость информации о параметрах когнитивного развития детей, зачатых с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) определила постановку проблемы исследования.

Цель работы — оценка своеобразия речевого развития детей и подростков, зачатых с помощью процедуры ЭКО и находящихся в возрастном интервале от 5 до 15 лет.

Методы и материалы. Выборка из 51 ребенка (29 мальчиков), средний возраст — (7,9±2,8) года, 14 детей имели психиатрические диагнозы (расстройства аутистического спектра(РАС), шизотипическое расстройство (ШТР) и др.). Применяли логопедическую оценку развития речи, нейропсихологическую диагностику по Л.С. Цветковой, диагностику IQ по Векслеру, описательную статистику, корреляционный анализ.

Результаты. У 41 % детей имелись легкие варианты задержки речевого развития в возрасте до 3 лет, нормативно развивалась речь у 59 % детей. С возрастом частота выявляемых отклонений в речевом развитии падает, в старшей возрастной группе (от 11 до 15 лет) норма развития речи встречалась у 85 % испытуемых. Корреляционный анализ показал своеобразие корреляционных плеяд у детей, зачатых с помощью ЭКО, при сопоставлении параметров речевого развития, нейропсихологической оценки, баллов по субтестам Векслера.

Заключение. Однозначного вывода о нарушении речевого развития у детей, рожденных с помощью ЭКО, сделать нельзя, однако при наличии психической патологии и с учетом возраста матери и числа применения процедур ВРТ следует обратить внимание на оказание логопедической и нейропсихологической коррекции с раннего возраста.

Об авторах

К. Л. Суркова
Научный центр психического здоровья Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Россия

Суркова Каролина Леонидовна - научный сотрудник.

115522, Москва, Каширское шоссе, д. 34.


Конфликт интересов:

Конфликт интересов отсутствует



Н. В. Зверева
Научный центр психического здоровья Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Россия

Зверева Наталья Владимировна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии.

Москва.


Конфликт интересов:

Конфликт интересов отсутствует



А. А. Сергиенко
Научный центр психического здоровья Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Россия

Сергиенко Алексей Анатольевич - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник отдела медицинской психологии.

Москва.


Конфликт интересов:

Конфликт интересов отсутствует



С. А. Строгова
Научный центр психического здоровья Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Россия

Строгова Светлана Евгеньевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отдела медицинской психологии.

Москва.


Конфликт интересов:

Конфликт интересов отсутствует



М. В. Зверева
Научный центр психического здоровья Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
Россия

Зверева Мария Вячеславовна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отдела медицинской психологии.

Москва.


Конфликт интересов:

Конфликт интересов отсутствует



Список литературы

1. Рищук С. В., Мирский В. Е. Вспомогательные репродуктивные технологии как ятрогенный фактор ухудшения здоровья детского населения // Бюлл. Оренбург. науч. центра УрО РАН (электрон. журн). - 2013, № 4. - С. 8. URL: http://elmag.uran.ru:9673/magazine/Numbers/2013-4 (дата обращения: 15.03.2022).

2. Орлова О. С. и Др. Результаты психолого-педагогического обследования детей, рожденных с применением экстракорпорального оплодотворения и от спонтанно наступившей беременности // Дефектология. - 2016. -№ 5. - С. 38-46.

3. Орлова О. С., Печенина В. А. Становление речевой функции у детей-близнецов, рожденных спонтанно и в результате применения экстракорпорального оплодотворения //. Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2016. - № 4-2. - C. 237-242.

4. Маслянюк Н. А. Многоплодная беременность после экстракорпорального оплодотворения как фактор риска недоношенности и задержки внутриутробного развития // Журн. акушерства и женских болезней. - 2010. -Т. 59, № 1.

5. Лещинская С. Б. Факторы, влияющие на развитие детей при вспомогательных репродуктивных технологиях: обзор литературы // Вестн. психотерапии. - 2020. -№ 75. - С. 130-146.

6. Добряков И. В. и др. Психическое и соматическое развитие детей, зачатых с помощью экстракорпорального оплодотворения // Вопросы псих. здоровья детей и подростков. - 2019. - Т. 19, № 4. - С. 122-132.

7. Wen J., Jiang J., Ding C. et al. Birth defects in children conceived by in vitro fertilization and intracytoplasmic sperm injection: a meta-analysis // Fertil Steril. - 2012. - Vol. 97, № 6. - P. 1331-1337. Doi: 10.1016/j.fertnstert.2012.02.053.

8. Wolff M., Haaf T. In Vitro Fertilization Technology and Child Health/ Dtsch Arztebl Int. -2020. - Vol. 117, № 3. -P. 23-30. Doi: 10.3238/arztebl.2020.0023.

9. Zandstra H., Smits L. J. M., van Kuijk S. M. J. et al. No effect of IVF culture medium on cognitive development of 9-year-old children // Human reproduction open. - 2018. -Vol. 4. Doi: 10.1093/hropen/hoy018.

10. Dehghan M. et al. Speech and language development of children born following assisted reproductive technologies // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. - 2020. - Vol. 134. - P. 110060. Doi: 10.1016/j.ijporl.2020.110060.

11. Sandin S., Nygren K. G., Iliadou A. et al. Autism and mental retardation among offspring born after in vitro fertilization // JAMA. - 2013. - Vol. 310, № 1. - P. 75-84. Doi: 10.1001/jama.2013.7222.

12. Ощепкова Е. С. Оценка развития речи у детей: обзор зарубежных методик // Вопр. психолингвистики. -2020. - Т. 2, № 44. - С. 110-123. Doi: 10.30982/2077-59112020-44-2-110-123.

13. Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - М.: Рос. педагог. аг-во «Когито-центр», 2012.

14. Филимоненко Ю. И., Тимофеев В. И. WICSа. Диагностика уровня развития интеллекта (Детский вариант): метод. рук. - СПб.: ИМАТОН, 2011. - С. 106.

15. Суркова К. Л., Сергиенко А. А., Зверева Н. В. Нейропсихологический и логопедический анализ развития психических функций у детей ЭКО раннего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет): методы и результаты пилотажного исследования // Мед. психология в России: электрон. науч. журн. - 2021. - T. 13, № 3 (68). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 18.03.2022).


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Суркова К.Л., Зверева Н.В., Сергиенко А.А., Строгова С.А., Зверева М.В. Комплексная оценка речевого развития детей, зачатых с помощью экстракорпорального оплодотворения. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. 2022;29(1):63-69. https://doi.org/10.24884/1607-4181-2022-29-1-63-69

For citation:


Surkova K.L., Zvereva N.V., Sergienko A.A., Strogova S.E., Zvereva M.V. Comprehensive assessment of the speech development of children conceived by IVF. The Scientific Notes of the Pavlov University. 2022;29(1):63-69. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/1607-4181-2022-29-1-63-69

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-4181 (Print)
ISSN 2541-8807 (Online)