ОБЗОРЫ И ЛЕКЦИИ
Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) занимают 1-е место среди причин смерти во всем мире. Основной вклад в структуру смертности от ССЗ вносит атеросклероз. Показания к хирургическому лечению пациентов с заболеваниями, вызванными атеросклеротическим сужением артерий, выставляются с учетом степени их стеноза. На протяжении многих лет «золотым стандартом» обследования пациентов с ССЗ считается ангиография. Множественные исследования, проведенные за последние несколько десятков лет, выявили слабую сторону этого метода в оценке значимости пограничных стенозов. Поэтому для анализа таких изменений были введены функциональные тесты, уточняющие показания к хирургическому вмешательству. В настоящее время определены критерии значимости сужения подвздошных, почечных и коронарных артерий. Значимость стенозов артерий, кровоснабжающих головной мозг и кишечник, до сих пор остается предметом дискуссий и требует дальнейшего изучения.
В настоящее время, ввиду отсутствия специфической этиотропной терапии, для лечения большинства аутоиммунных заболеваний центральной и периферической нервной системы широко используется ритуксимаб. Ритуксимаб – химерное моноклональное антитело, обладающее специфичностью к CD20-антигену, обнаруживаемому на поверхности нормальных и малигнизированных В-лимфоцитов. Используется преимущественно в гематологической практике. Для лечения неврологических заболеваний используется вне инструкции. В мировой литературе описано использование ритуксимаба для лечения таких патологий, как аутоиммунный энцефалит, заболевание спектра оптиконейромиелита, рассеянный склероз, первичный ангиит центральной нервной системы, иммуноопосредованные воспалительные полинейропатии, миастения гравис, рефрактерная к базовой иммуносупрессивной терапии. В статье представлен обзор мировой литературы по использованию ритуксимаба в неврологической практике, описан собственный опыт его применения на базе неврологического отделения № 1 ПСПбГМУ им. И. П. Павлова.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Цель – изучить ассоциации полиморфных вариантов rs2305619 и rs3816527 гена пентраксина-3 (PTX3) с особенностями клинического течения и исходов у пациентов с гипертрофической кардиомиопатией (ГКМП).
Методы и материалы. В исследование (2008–2019) включены 153 пациента в возрасте ≥18 лет с подтвержденным диагнозом ГКМП. Группу контроля составили 200 практически здоровых человек. Дизайн исследования включал в себя новую модель определения вариантов клинического течения и исходов ГКМП. Полиморфные варианты rs2305619 и rs3816527 гена PTX3 были идентифицированы методом полимеразной цепной реакции.
Результаты. У пациентов с ГКМП в возрасте ≥18 лет при наличии одного, двух и трех путей прогрессирования заболевания смертность за 11 лет значимо превышала аналогичный показатель у пациентов с малосимптомным течением (р<0,001). Хроническая сердечная недостаточность (ХСН) со средней и сниженной фракцией выброса левого желудочка (ФВ ЛЖ) (<49 %) значимо чаще сочеталась с наличием одного, двух и трех путей прогрессирования заболевания, по сравнению с ХСН с сохраненной ФВ ЛЖ (≥50 %) (ОШ=0,168, 95 % ДИ=0,068–0,412, р<0,001). Значимых различий в распределении генотипов и аллелей полиморфных вариантов rs2305619 и rs3816527 гена PTX3 у больных ГКМП и контрольной группе получено не было. Аллель G rs2305619 гена PTX3 определялся достоверно чаще у пациентов с ГКМП и ХСН со средней и сниженной ФВ ЛЖ (<49 %), по сравнению с сохраненной ФВ ЛЖ (≥50 %) (A:G, ОШ=0,521, 95 % ДИ=0,301–0,902, p<0,019). Была определена тенденция к преобладанию генотипа GG rs2305619 гена PTX3 при наличии ХСН со средней и сниженной ФВ ЛЖ (<49 %) (p<0,068). У пациентов с ГКМП и сахарным диабетом (СД) II типа (возраст – 63 [58; 75] года) статистически значимо преобладали генотипы AG и GG (p<0,008) и аллель G rs2305619 гена PTX3 (A:G, ОШ =1,952, 95 % ДИ=1,076–3,542, p<0,026).
Введение. Одним из важнейших с морфофункциональной точки зрения отделов головного мозга является мозолистое тело и таламус. На сегодня очевидна проблема отсутствия четких морфометрических характеристик этих отделов мозга у женщин-мезоцефалов второго периода зрелого возраста.
Цель исследования – установить морфометрические характеристики мозолистого тела и таламусов у женщин-мезоцефалов второго периода зрелого возраста с использованием метода магнитно-резонансной томографии.
Методы и материалы. Проведен анализ результатов морфометрического исследования мозолистого тела и таламуса 37 женщин, в возрасте от 36 до 54 лет, с использованием метода магнитно-резонансной томографии. Определяли длину и высоту мозолистого тела, толщину колена, толщину валика, глубины его залегания (переднюю, верхнюю и заднюю). Устанавливали поперечный, продольный и вертикальный размеры таламусов.
Результаты. Морфометрическая характеристика мозолистого тела характеризуется преобладанием толщины колена над толщиной валика (p<0,01). Параметр задней глубины залегания мозолистого тела преобладает над параметрами верхней и передней глубин его залегания (p<0,01). При сравнении показателей верхней глубины и передней глубины залегания мозолистого тела прослеживается тенденция к превалированию показателя верхней глубины (p>0,05). Закономерность морфометрической характеристики таламусов заключается в тенденции к преобладанию всех показателей в левом полушарии (p>0,05).
Заключение. Полученные результаты сравнительного анализа морфологических характеристик мозолистого тела у человека в пожилом и старческом возрасте дополняют знания по возрастной анатомии и будут полезны в клинической практике врачей лучевой диагностики и кабинетов магнитно-резонансной томографии.
Введение. Нарушения речи – один из диагностических критериев психической патологии, прописанных в МКБ и DSM, но лингвистический компонент исследован мало, поэтому тематика исследования актуальна. Использование текстового анализа позволяет применить психолингвистический подход к объективизации нарушений мышления.
Цель – выявление психолингвистических особенностей устной и письменной речи у пациентов с шизофренией.
Методы и материалы. Выборка – 74 человека: пациенты, страдающие шизофренией, расстройством личности, а также условно здоровые лица. Методы: экспертных оценок, клинико-психологический, экспериментально-психологический (исследование мышления, воспоминаний), психолингвистический метод, методы математической статистики.
Результаты. Устная речь пациентов с шизофренией сложнее по структуре и объемнее, чем письменная, а письменная речь чрезмерно «фактологичная», с низкой коммуникативной направленностью. В письменной и устной речи пациентов с шизофренией выделяется три типа текстов, взаимосвязанных с нарушениями мышления. В отличие от текстов пациентов с расстройством личности и условно здоровых лиц, тексты пациентов с шизофренией меньше по объему, более простые по структуре, больше описывают факты, а не чувства и мысли.
Заключение. Существуют различия по формально-лингвистическим признакам между текстами пациентов с шизофренией, расстройством личности и условно здоровыми лицами. Такие характеристики речи пациентов, страдающих шизофренией, как множество безличных предложений, описывающих качество объекта, сложно организованная речь, акцент на описании эмоций и себя с использованием местоимения «Я», позволяют предполагать наличие у пациента нарушений мышления: искажение процесса обобщения с актуализацией латентных и формальных признаков предметов, нарушение целенаправленности мышления, разноплановость мыслительной деятельности.
В ПОМОЩЬ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВРАЧУ
Дифференцировать гигантские периваскулярные пространства достаточно сложно по причине редкой встречаемости данного явления и многочисленного дифференциального ряда. Нужно исключить такие заболевания, как кистозные неоплазмы, паразитарные кисты, лакунарные инсульты. Знание и умение распознавать патогномоничные радиологические особенности позволят предотвратить излишние исследования и быстрее поставить правильный диагноз. В статье представлен клинический случай, представляющий собой редкий и сложный для диагностики вариант расширенных периваскулярных пространств.
ISSN 2541-8807 (Online)