ОБЗОРЫ И ЛЕКЦИИ
Гамма-глутамил-транспептидаза (ГГТП), выделенная из разных источников, от микроорганизмов до млекопитающих, включая кровь и органы человека, достаточно подробно изучена, что позволило по-новому взглянуть на роль этого фермента в клеточном метаболизме, патогенезе ряда заболеваний и применении его в клинической медицине. Накапливаются доказательства в пользу использования ГГТП как надежного маркера прогноза сердечно-сосудистых заболеваний, осложнений диабета 2-го типа, метаболического синдрома.
Приобретенная миастения – это аутоиммунное заболевание, характеризующееся слабостью и повышенной утомляемостью скелетной мускулатуры, а в ряде случаев – сердечной мышцы, в основе которого лежит дисбаланс гуморального и клеточного звеньев иммунитета. Объектомаутоиммунного поражения в большинстве случаев являются периферические никотиновые ацетилхолиновые рецепторы постсинаптической мембраны нервно-мышечного синапса. Известен ряд других антигенных мишеней при миастении: мышечная специфическая тирозинкиназа, белок-4, связанный с рецептором липопротеинов низкой плотности, рианодиновые рецепторы, титин и другие антигены скелетной мускулатуры. Их специфичность и патогенетическая роль раскрыта, но все же остается примерно 15– 20 % серонегативных форм, требующих иммунологической идентификации. Точный диагноз зависит от выявления клинической формы миастении и полноценного анализа аутоиммунных механизмов; лежащих в основе заболевания.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ОРИГИНАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Статья посвящена изучению особенностей эмоциональных коммуникаций в семьях наркозависимых, а также личностных особенностей их матерей и возможных нарушений в получении социальной поддержки. Была обследована 91 семья: 30 семей здоровых лиц и 61 семья больных наркотической зависимостью. Были изучены уровень созависимости, выраженность психопатологических симптомов, уровень тревоги и депрессивных переживаний у матерей наркозависимых, их стили эмоциональных коммуникаций и уровень социальной поддержки. Были выделены негативные стили эмоциональных коммуникаций в родительских семьях наркозависимых с сравнении со стилями эмоциональных коммуникаций в семьях здоровых лиц. Матери зависимых от ПАВ отличались от матерей здоровых лиц повышенным уровнем паранойяльности, подозрительностью, высокой враждебностью, тревожностью, повышенным количеством фобических переживаний и навязчивостей; они менее социально интегрированы и не склонны обращаться за эмоциональной и инструментальной поддержкой к другим людям.
Цель исследования — определение предикторов эффективности радиочастотной аблации (РЧА) у пациентов с фибрилляцией предсердий (ФП) и метаболическим синдромом (МС). Обследованы 98 пациентов с ФП (78 пациентов с ФП и МС (IDF, 2005) и 20 больных без МС. Группы сравнения составили 50 пациентов с МС без аритмии и 50 практически здоровых людей. РЧА выполнялась с помощью навигационной картирующей системы Carto 3. Период наблюдения после РЧА составил 12 месяцев. Толщина эпикардиального жира (ТЭЖ) определена с помощью ЭхоКГ. Число компонентов МС у больных с рецидивом ФП после РЧА больше, чем у больных с эффективной процедурой (3,21±1,18, 1,73±1,14 соответственно, р = 0,001). Исходно ТЭЖ у пациентов с рецидивом ФП после РЧА больше, чем у пациентов без аритмии, после воздействия. ТЭЖ у пациентов с ФП более3,5 ммповышает вероятность рецидива аритмии после РЧА в 1,87 раза (ОШ:1,87, 95 % ДИ 1,03 — 3,41, р = 0,04). Определение ТЭЖ при ЭхоКГ может быть использовано в оценке риска рецидива ФП после РЧА.
В исследование был включен 61 больной с экссудативным опухолевым плевритом неустановленной первичной локализации. Всем пациентам для установления этиологии выпота было произведено иммуноцитохимическое исследование плеврального экссудата. Иммуноцитохимия у 55 (90 %) из 61 пациентов оказалась результативной. Причиной экссудации явились как первичные опухоли - рак легкого (22), мезотелиома плевры (4), так и метастазы в плевру опухолей других локализаций — рака яичников (9), молочной железы (4), почки (3), тела матки (2), злокачественной лимфомы (2), толстой кишки (2), поджелудочной железы (2), щитовидной железы (2), желудка (1), предстательной железы (1), влагалища (1). Иммуноцитохимическое исследование плевральных выпотов является методом выбора дифференциальной диагностики опухолевых плевритов неясной этиологии.
Цель работы - оценить вклад варианта С-344Т гена CYP11B2 альдостеронсинтазы в риск метаболического синдрома (МС) и фибрилляции предсердий (ФП) у жителей Северо-Западного региона России. Обследованы 199 пациентов с МС, из них 103 с ФП и 267 здоровых. Идентификация С-344Т гена CYP11B2 альдостеронсинтазы проведена методом ПЦР с рестрикционным анализом. При МС носительство генотипа ТТ(-344) встречалось чаще, чем в контроле, - 33,2 и 24,3 % соответственно (p = 0,04). Носительство генотипа ТТ(-344) повышало риск МС - OR=1,54 (95 % CI 1,03-2,32) и не ассоциировалось с увеличением риска ФП. Установлена ассоциация генотипа ТТ (-344) гена CYP11B2 с риском метаболического синдрома у жителей Северо-Западного региона России.
Цель исследования — на основании длительного катамнестического наблюдения провести сравнительный анализ отдаленных результатов оперативного лечения миастении. Проведен ретроспективный анализ отдаленных результатов оперативного лечения 146 больных миастенией. Для оценки степени тяжести миастении, а также для обобщения данных, касающихся объема терапии и результатов лечения, использовали модифицированную классификацию Keynes. В зависимости от типа поражения тимуса больные были разделены на две группы. Гиперплазия тимуса была верифицирована у 106 (72,6 %) больных, опухолевое поражение вилочковой железы (тимома) — у 40 (27,4 %). Результаты оценивались в следующих временных периодах от тимэктомии: 1—2 года, 3—4 года, 5—6 лет, 7—9 лет, 10— 14 лет и более 15 лет. Ближайшие и отдаленные результаты хирургического лечения миастении достоверно лучше у больных без опухолевого поражения вилочковой железы. Положительные эффекты оперативного лечения миастении у больных с гиперплазией отмечаются уже на 1-м году от операции (р = 0,0023), а наилучшие результаты — на 5 — 6-м году заболевания, после чего на 7 — 9-м отмечается некоторое ухудшение состояния (p = 0,026). У больных миастенией с тимомой отмечается сходная тенденция динамики состояния, однако в целом результаты значимо (p = 0,042) хуже, чем в группе больных с гиперплазией. Начиная с 1-го года после оперативного лечения, у больных миастенией с гиперплазией тимуса отмечается статистически значимое (p = 0,048) снижение средних доз глюкокортикоидов и антихолинэстеразных препаратов. Наилучшие результаты лечения статистически у больных, прооперированных на 1-м году заболевания. Положительный результат хирургического лечения миастении отмечается как в ближайшем и отдаленном периоде, так и при тимомах. В группе больных с тимомой отмечаются достоверно худшие результаты по сравнению с группой гиперплазии. Оперативное лечение необходимо проводить в 1-й год от дебюта заболевания.
В последние годы при хирургическом лечении диффузного токсического зоба выполняют экстирпацию щитовидной железы, что может привести к развитию послеоперационной гипокальциемии, причины развития которой на стадии изучения. До настоящего времени четких рекомендаций по профилактике послеоперационной гипокальциемии нет. В связи с этим является актуальным проведение дополнительных исследований для изучения методов профилактики послеоперационной гипокальциемии. Обследованы 57 пациентов с диффузным токсическим зобом, которым за период с 2010 по2015 г. была выполнена экстирпация щитовидной железы. По результатам проведенного исследования было показано, что пациентам, имеющим дефицит витамина D, профилактический прием препаратов кальция и витамина D уменьшал риск развития послеоперационной гипокальциемии.
Статья знакомит читателей с современными проблемами совершенствования стоматологической помощи у рабочих металлургического производства в новых социальноэкономических условиях и основными методами профилактики стоматологических заболеваний. Представленные данные свидетельствуют об особенностях стоматологического статуса и правилах индивидуальной гигиены полости рта у обследованного контингента.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
Научные руководители — профессор М. М. Соловьев, профессор Е. Р. Исаева
Научные руководители — кандидат медицинских наук Н. Л. Петров, доцент Т. М. Алехова
Научный руководитель — профессор М. М. Соловьев
Научный руководитель — кандидат медицинских наук А. А. Сакович
Научный руководитель — аспирант М. Б. Кадыров
ISSN 2541-8807 (Online)