Preview

Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова

Расширенный поиск

Динамика психоэмоционального состояния студентов в период обучения в вузе в зависимости от уровня их психологической готовности к обучению

https://doi.org/10.24884/1607-4181-2020-27-3-50-58

Полный текст:

Аннотация

Введение. Данная работа продолжает многолетние исследования психологической готовности к обучению и личностные особенности студентов-медиков.

Цель исследования – изучение динамики психоэмоциональных особенностей студентов медицинского вуза в течение всего процесса обучения в зависимости от уровня их психологической готовности к обучению, которая была определена на I курсе.

Методы и материалы. Для изучения психоэмоциональных особенностей студентов на III и VI курсах был использован симптоматический опросник SCL-90-R. Психологическая готовность к обучению (ПГО) определялась на I курсе по результатам исследования общего интеллектуального потенциала и нервно-психической устойчивости. В качестве статистических методов использовали описательные статистики (средние значения, стандартное отклонение) и сравнение средних значений по t-критерию Стьюдента. В исследовании приняли участие 507 студентов, обучавшихся на Лечебном факультете ПСПбГМУ им. И. П. Павлова с 2013 по 2019 г.

Результаты. У студентов к VI курсу повышается риск развития депрессии и тревоги вне зависимости от пола. У студентов из благополучных категорий ПГО к VI курсу повышаются значения по шкалам депрессии и тревоги, что говорит о высоких шансах развития депрессивной симптоматики и высокой тревожности даже у ответственных и хорошо адаптированных студентов. У женщин к VI курсу повышается сензитивность, у мужчин – враждебность. У студентов с низкой категорией ПГО на I курсе был выявлен достаточно высокий уровень общего интеллектуального развития, который, вероятно, и позволил этим студентам пройти обучение до конца, несмотря на их низкий уровень нервно-психической устойчивости.

Выводы. Результаты проведенного исследования указывают на необходимость создания программ социально-психологического сопровождения студентов, ориентированных на помощь в преодолении эмоциональных проблем, возникающих на конечных этапах обучения.

Об авторах

О. В. Тюсова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственныймедицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Тюсова Ольга Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии

197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциального конфликта интересов.

Авторы подтверждают, что соблюдены права людей, принимавших участие в исследовании, включая получение информированного согласия в тех случаях, когда оно необходимо, и правила обращения с животными в случаях их использования в работе. Подробная информация содержится в Правилах для авторов.



Е. Р. Исаева
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Исаева Елена Рудольфовна, доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой общей и клинической психологии

Санкт-Петербург


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциального конфликта интересов.

Авторы подтверждают, что соблюдены права людей, принимавших участие в исследовании, включая получение информированного согласия в тех случаях, когда оно необходимо, и правила обращения с животными в случаях их использования в работе. Подробная информация содержится в Правилах для авторов.



В. В. Юсупов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации; Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации
Россия

Юсупов Владислав Викторович, доктор медицинских наук, профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф; начальник отдела медико-психологического сопровождения научно-исследовательского центра

Санкт-Петербург


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциального конфликта интересов.

Авторы подтверждают, что соблюдены права людей, принимавших участие в исследовании, включая получение информированного согласия в тех случаях, когда оно необходимо, и правила обращения с животными в случаях их использования в работе. Подробная информация содержится в Правилах для авторов.



С. А. Мордвинкина
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Мордвинкина София Алексеевна, выпускница кафедры общей и клинической психологии

Санкт-Петербург


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциального конфликта интересов.

Авторы подтверждают, что соблюдены права людей, принимавших участие в исследовании, включая получение информированного согласия в тех случаях, когда оно необходимо, и правила обращения с животными в случаях их использования в работе. Подробная информация содержится в Правилах для авторов.



Д. А. Ефимов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Ефимов Денис Алексеевич, ассистент кафедры судебной медицины и правоведения, зам. декана лечебного факультета

Санкт-Петербург


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциального конфликта интересов.

Авторы подтверждают, что соблюдены права людей, принимавших участие в исследовании, включая получение информированного согласия в тех случаях, когда оно необходимо, и правила обращения с животными в случаях их использования в работе. Подробная информация содержится в Правилах для авторов.



Т. Д. Власов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Россия

Власов Тимур Дмитриевич, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой патофизиологии, декан Лечебного факультета

Санкт-Петербург


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии потенциального конфликта интересов.

Авторы подтверждают, что соблюдены права людей, принимавших участие в исследовании, включая получение информированного согласия в тех случаях, когда оно необходимо, и правила обращения с животными в случаях их использования в работе. Подробная информация содержится в Правилах для авторов.



Список литературы

1. Мотехина М. В. К проблеме личностных особенностей развития студентов // Обновление содержание и инновационные методы преподавания гуманитарных наук в высшей школе: тез. докл. Междунар. науч.-метод. конф. – Тула: Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2005. – С. 371–373.

2. Аргунова Н. В. Личностные качества как детерминанты мотивации учебной деятельности // Вестн. Самар. гуманитар. акад. Сер.: Психология. – 2007. – № 2. – С. 14–20.

3. Руткевич М. Н. Социология образования и молодежи // Избранное (1965–2002). – М.: Гардарика, 2002. – 105 с.

4. Романов С. Н., Николаев Е. Л., Голенков А. В. Сравнительное исследование адаптивных характеристик личности у студентов и врачей // Вестн. Чуваш. ун-та. – 2012. – № 3. – С. 469–473.

5. Литвиненко О. В. Психологические особенности личности студентов медицинского вуза // Науч. электрон. арх. URL: http://econf.rae.ru/article/5063 (дата обращения: 08.07.2020).

6. A study of first-year students’ adaptation difficulties as the basiс to promote their personal development in university education / A. A. Orlov, S. V. Pazukhina, A. V. Yakushinc, T. M. Ponomareva // Psychology in Russia: State of the Art. – 2018. – Vol. 11, Issue 1. – Р. 71–83.

7. Тюсова О. В., Шапоров А. М., Павлова О. В. и др. Социально-психологические особенности и профессиональная направленность студентов медицинского вуза // Учен. зап. СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. – 2015. – Т. 22, № 4. – С. 51–54.

8. Исаева Е. Р., Тюсова О. В., Тишков А. В. и др. Поиск прогностических критериев академической успеваемости студентов // Унив. упр.: практика и анализ. – 2017. – Т. 21, № 2. – С. 163–175.

9. Тюсова О. В., Исаева Е. Р., Тишков А. В. и др. Психологические показатели как прогностические критерии академической успеваемости студентов в медицинском вузе. // Учен. зап. СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. – 2017. – Т. 24, № 2. – С. 66–72.

10. Личностные свойства и особенности профессионального самоопределения студентов на «экваторе» обучения в медицинском вузе / О. В. Тюсова, Е. Р. Исаева, Д. А. Ефимов, Т. Д. Власов // Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы: моногр.: 5 т. Т. 2. / под ред. Н. Ф. Герасименко, П. В. Глыбочко, И. Э. Есауленко, В. И. Попова, В. И. Стародубова, В. А. Тутельяна. – М.: Научная книга, 2019. – С. 149–158.

11. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2001. – 272 с.

12. Белова А. Н. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации. – М., 2002. – 439 с.

13. Чермянин C. В., Корзунин В. А., Юcупов В. В. Диагноcтика нервно-пcихичеcкой неуcтойчивоcти в клиничеcкой пcихологии: метод. поcобие. – CПб.: Речь, 2010. – 190 c.

14. Левич С. Н., Марченко Л. О., Филиппова Е. О. Интеллектуальные способности как предикторы развития профессионального мышления // Психология XXI века: Организация психологической службы в образовательных учреждениях: сб. материалов XV Международ. науч.-практ. конф. 2019. С. 106–111.

15. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина // Практ. психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2006. – С. 549–672.

16. Смирнова С. В. Актуальные вопросы адаптации и психологического сопровождения обучения студентов высших медицинских учебных заведений // Науч. обозрение. Мед. науки. – 2016. – № 3. – С. 128–133. URL: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=898 (дата обращения: 06.07.2020).

17. Психические свойства и состояния личности студентов-медиков: гендерный аспект исследования / В. В. Носкова, Е. В. Носкова, И. В. Новгородцева, А. В. Мартемьянова // Вятский мед. вестн. – 2014. – № 3–4. – С. 37–40.

18. Пигасова А. А., Савочкина Д. И. Состояние здоровья студентов-медиков в современных условиях обучения // Междунар. студенч. науч. вестн. – 2017. – № 2. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17134 (дата обращения: 09.07.2020).

19. Калинченко Е. И., Лаптева Е. А., Чеканин И. М. Характеристика психоэмоциональных особенностей студентов медицинского колледжа // Междунар. журн. приклад. и фундам. исслед. – 2016. – № 3–2. – С. 320–322. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8729 (дата обращения: 06.07.2020).


Для цитирования:


Тюсова О.В., Исаева Е.Р., Юсупов В.В., Мордвинкина С.А., Ефимов Д.А., Власов Т.Д. Динамика психоэмоционального состояния студентов в период обучения в вузе в зависимости от уровня их психологической готовности к обучению. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. 2020;27(3):50-58. https://doi.org/10.24884/1607-4181-2020-27-3-50-58

For citation:


Toussova O.V., Isaeva E.R., Yusupov V.V., Mordvinkina S.A., Efimov D.A., Vlasov T.D. The dynamics of the psychoemotional state of students during the period of studying at the university depending on the level of their psychological readiness for learning. The Scientific Notes of the Pavlov University. 2020;27(3):50-58. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/1607-4181-2020-27-3-50-58

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-4181 (Print)
ISSN 2541-8807 (Online)