ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДХОДА «РАЗВИВАЮЩИЙ ТАНЕЦ» В НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ
https://doi.org/10.24884/1607-4181-2017-24-4-21-28
Аннотация
Танцевально-двигательная терапия является направлением арт-терапии, в котором танец и движение используются для улучшения ряда параметров повседневного функционирования индивида, улучшая его физическое и эмоциональное состояние, в особенности в пожилом возрасте, когда интенсивные нагрузки находятся за пределами его физических возможностей. Регулярно танцующие пожилые люди обладают бóльшей гибкостью, постуральной стабильностью, балансом, временем реакции и когнитивными возможностями, по сравнению с людьми того же возраста, которые не занимаются танцами. Приводятся данные о положительном опыте применения танцевальной терапии как метода реабилитации у пациентов и субъектов пожилого возраста при различных неврологических и психических заболеваниях. Аргентинское танго является перспективным инструментом метода, поскольку основано на физиологичных для организма человека биомеханических схемах движения, включает элемент импровизации, чем стимулирует нейропластичность, а также задействует социальные, когнитивные, психологические и коммуникативные способности субъекта. Использование в обучении подхода «Развивающий танец» позволяет решать ряд реабилитационных задач: адаптировать субъекта к процессу восприятия новой информации, научиться осознавать свое тело в движении и строить движение на основе обратной связи, добиваться в движении максимальной комфортности, обрести свою уникальную манеру движения, максимально функциональную именно для него; полученный навык осознанного движения может стать фундаментом для дальнейшей реабилитации. Таким образом, аргентинское танго может быть полезным инструментом реабилитации для пациентов с заболеваниями нервной системы, нуждающихся в улучшении двигательных навыков, координации движений, когнитивных и коммуникативных способностей. Кроме того, многообещающим представляется использование аргентинского танго как мотивационного фактора в комплексных программах реабилитации. Влияние танцевальной терапии на психоэмоциональное состояние и качество жизни у пожилых людей требует дальнейшего изучения в этой популяции.
Об авторах
А. Е. ТрофимоваРоссия
Александра Евгеньевна Трофимова - специалист по развивающему танцу.
Санкт-Петербург
Конфликт интересов: отсутствует
Т. В. Харитонова
Россия
Татьяна Витальевна Харитонова - отдел организации скорой медицинской помощи, старший научный сотрудник.
Будапештская ул., д. 3, лит. А, Санкт-Петербург, 192242
Конфликт интересов: отсутствует
Список литературы
1. American Dance Therapy Association. About dance & movement therapy. – 2013. URL: adta.org/About_DMT/ (дата обращения 22.08.2017).
2. Гренлюнд Э., Оганесян Н. Ю. Танцевальная терапия: теория, методика, практика. – СПб.: Речь, 2004. – 286 с.
3. Hwang P. W., Braun K. L. The Effectiveness of Dance Interventions to Improve Older Adults’ Health: A Systematic Literature Review // Altern Ther Health Med. – 2015. – № 21 (5). – Р. 64–70.
4. Бирюкова И. В. Применение танцевально-двигательной терапии в реабилитации онкологических пациентов // Журн. практ. психол. и психоанализа. – 2005. – № 1.
5. Balance, sensorimotor, and cognitive performance in long-year expert senior ballroom dancers / J. C. Kattenstroth, T. Kalisch, I. Kolankowska, H. R. Dinse // J. Aging Res. – 2011. doi: 10.4061/2011/176709. doi: 10.1177/0269215513492988.
6. Kaltsatou A. C., Kouidi El., Anifanti M. A. et al. Functional and psychosocial effects of either a traditional dancing or formal exercising training program in patients with chronic heart failure: a comparative randomized controlled study // Clin. Rehab. – 2014. – № 28 (2). – Р. 128–138.
7. Tateo L. The dialogical dance: self, identity construction, positioning and embodiment in tango dancers // Integr. Psychol Behav Sci. – 2014. – № 48 (3). – Р. 299–321. doi: 10.1007/s12124-014-9258-2.
8. Karpati F. J., Giacosa C., Foster N. E. et al. Dance and the brain: a review // Ann. N. Y. Acad. Sci. – 2015. – № 1337. – Р. 140–146. doi: 10.1111/nyas.12632.
9. Koch S. C., Mehl L., Sobanski E. et al. Fixing the mirrors: a feasibility study of the effects of dance movement therapy on young adults with autism spectrum disorder // Autism. – 2015. – № 19 (3). – Р. 338–350. doi: 10.1177/1362361314522353.
10. Anderson A. N., Kennedy H., DeWitt P. et al. Dance/ movement therapy impacts mood states of adolescents in a psychiatric hospital // Arts Psychother. – 2014. – № 41. – Р. 257–262. doi:10.1016/j.aip.2014.04.002.
11. Mala A., Karkou V., Meekums B. V. F. Dance/Movement Therapy (D/MT) for Depression: A Scoping Review // Arts in Psychotherapy. – 2012. – № 39 (4). – Р. 287–295. doi:10.1016/j.aip.2012.04.002.
12. McKee K. E., Hackney M. E. The effects of adapted tango on spatial cognition and disease severity in Parkinson’s disease // J. Mot. Behav. – 2013. – № 45. – Р. 519–529. doi: 10.1080/00222895.2013.834288.
13. Hackney M., Earhart G. Effects of dance on movement control in Parkinson’s disease: a comparison of argentine tango and american ballroom // J. Rehabil. Med. – 2009. – № 41. – Р. 475–481. doi:10.2340/16501977-0362.
14. McNamara P., Durso R., Harris E. Life goals of patients with Parkinson’s disease: a pilot study on correlations with mood and cognitive functions // Clin. Rehabil. – 2006. – № 20 (9). – Р. 818–826. doi: 10.1177/0269215506070811
15. Hackney M. E., Earhart G. M. Health-related quality of life and alternative forms of exercise in Parkinson disease // Parkinsonism Relat Disord. – 2009. – № 15. – Р. 644–648. doi:10.1016/j.parkreldis.2009.03.003.
16. Lцtzke D., Ostermann T., Bьssing A. Argentine tango in Parkinson disease – a systematic review and meta-analysis // BMC Neurol. – 2015. – № 15. – Р. 226. doi:10.1186/s12883-015-0484-0.
17. Котеленко Е. Ю., Фатеева Т. А. Креативный танец и развивающее движение. Основы психологии движения и танца // Танцевально-двигательная терапия и общество. Социально-культурная миссия ТДТ в России: сб. ст. VII Всеросс. науч.-практ. конф. АТДТ с международ. участием. – 2012.
18. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков. – М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2001. – 160 с.
19. Laban R. Modern Educational Dance. – London: MacDonald & Evans, 1975. – 209 p.
20. Bartenieff I. Dance therapy: A new profession or a rediscovery of an ancient role of the dance // Dance Scope. – 1972. – № 7 (1). – Р. 6–18.
21. Olsen A. Bodystories. A guide to experimental anatomy. – University press of New England, 1996. – 292 p.
22. Фельденкрайз М. Искусство движения. Уроки мастера / пер. с англ. А. Заславской. – М.: Эксмо, 2003. – 352 с.
23. Brawley L. R., Rejeski W. J., King A. C. Promoting physical activity for older adults: the challenges for changing behavior // Am. J. Prev. Med. – 2003. – № 25(3 Suppl 2). – Р. 172–183.
Рецензия
Для цитирования:
Трофимова А.Е., Харитонова Т.В. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДХОДА «РАЗВИВАЮЩИЙ ТАНЕЦ» В НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ. Учёные записки Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. 2017;24(4):21-28. https://doi.org/10.24884/1607-4181-2017-24-4-21-28
For citation:
Trofimova A.A., Kharitonova T.V. PROSPECTS FOR IMPLEMENTATION THE «EDUCATIONAL DANCE» APPROACH IN NEUROREHABILITATION. The Scientific Notes of the Pavlov University. 2017;24(4):21-28. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/1607-4181-2017-24-4-21-28