ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАК ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
https://doi.org/10.24884/1607-4181-2017-24-2-66-72
Аннотация
Введение. Исследование продолжает многолетнюю работу Университета по изучению личностных свойств, особенностей саморегуляции и профессионального самоопределения студентов младших и средних курсов медицинского вуза, целью которой является создание эффективных программ комплексного психологического сопровождения студентов.
Цель исследования заключается в выявлении психологических показателей, являющихся прогностически значимыми критериями, определяющими академическую успеваемость студентов в вузе. Для изучения особенностей профессионального самоопределения, личностных свойств и особенностей саморегуляции студентов были использованы психодиагностические тесты (пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» П. Коста и Р. МакКрае, шкала тревожности Ч. Спилбергера– Ю. Л.Ханина, методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения») и специально разработанная анкета. В качестве критериев академической успеваемости студентов учитывались средний балл студентов за весь период обучения в вузе, рассчитанный как отношение суммы всех оценок к количеству сданных предметов, количество сессий, сданных без задолженностей, и наличие задолженностей.
Материал и методы. В исследовании приняли участие 697 студентов III курса ПСПбГМУ им. И. П. Павлова. Психологическое тестирование данной выборки студентов проводилось дважды – на I и III курсе обучения. Для оценки роли психологических показателей в прогнозе академической успеваемости были использованы данные психологического тестирования этой выборки студентов на I курсе.
Результаты исследования. Результаты исследования показали, что предпосылками хорошей успеваемости могут быть низкий уровень тревожности как реакции на ситуацию и способность планировать свои действия для достижения значимых целей, а предпосылками отчисления за неуспеваемость – низкий общий уровень саморегуляции поведения, высокая общительность и низкая организованность и добросовестность.
Выводы. Полученные результаты показывают необходимость дальнейшего углубленного и системного изучения взаимосвязи психологических переменных с успешностью обучения в вузе и дальнейшего поиска критериев прогноза академической успеваемости.
Ключевые слова
Об авторах
О. В. ТюсоваРоссия
Доцент кафедры общей и клинической психологии
ул. Льва Толстого, д. 6-8, Санкт-Петербург, Россия, 197022
Конфликт интересов: Конфликт интересов отсутствует
Е. Р. Исаева
Россия
Заведующий кафедрой общей и клинической психологии
А. В. Тишков
Россия
заведующий кафедрой физики, математики и информатики
А. М. Шапоров
мл.научный сотрудник лаборатории по прогнозированию академической успешности
О. В. Павлова
Ассистент кафедры общей и клинической психологии
Д. А. Ефимов
ассистент кафедры судебной медицины и правоведения, зам.декана лечебного факультета
Т. Д. Власов
заведующий кафедрой патофизиологии, декан лечебного факультета
Список литературы
1. Исаева Е. Р. Новое поколение студентов: новые проблемы и новые подходы к обучению // Современное образование: содержание, технологии, качество: Материалы XIX Международ. науч.-метод. конф., 24 апр. 2013 г. – СПб.: СПбГЭТУ “ЛЭТИ” им. В. И. Ульянова (Ленина), 2013. – С. 15–17.
2. Тюсова О. В., Лебедева Г. Г, Исаева Е. Р. Психологопедагогические технологии обучения в формировании профессиональных компетенций будущего врача // Инновации в здоровье нации: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с международ. участием. – СПб., 2013. – С. 349.
3. Тюсова О. В., Шапоров А. М., Павлова О. В. и др. Социально-психологические особенности и профессиональная направленность студентов медицинского вуза // Ученые записки Санкт-Петербург. гос. мед. ун-та им. акад. И. П. Павлова. – 2015. – Т. XXII. – № 4. – С. 51–54.
4. Павлова О. В., Шапоров А. М., Исаева Е. Р., Тюсова О. В. Профессиональная направленность и личностные особенности студентов медицинского вуза // Психология – наука будущего: Материалы VI Международ. конф. молодых ученых. М., 19–20 нояб. 2015 г. / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. – М.: Ин-т психологии РАН, 2015. – С. 334–338.
5. Афонькина Ю. А. Становление профессиональной направленности в развитии человека. – Мурманск: МГПИ, 2001. – 180 с.
6. Исаченкова Л. Б. Учебная мотивация студентов географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова // Вестник Москов. ун-та. Сер. 20: Педагог. образование. – 2010. – № 2. – С. 37–49.
7. Копысова Л. А. Психолого-педагогические основы развития мотивации профессиональной деятельности обучающихся в вузах // Вестник СПбГУ. – Сер. 12. – 2010. – Вып. 2. – С. 305–310.
8. Кочергина Е. В., Най Дж. В. К., Орёл Е. А. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов // Психолог. исслед. – 2013. – Т. 6. – № 27. – С. 4.
9. Kuncel N. R., Crede M., Thomas L. L. The validity of selfreported grade point averages, class ranks, and test scores: A metaanalysis and review of the literature // Review of Educational Research. – 2005. – № 75. – Р. 63–82.
10. Johnson V. E. An alternative to traditional GPA for evaluating student performance // Statistical Science. – 1997. – № 12. – Р. 251–269.
11. Bacon D. R., Bean B. GPA in research studies: An invaluable but neglected opportunity // Journ. of Marketing Education. – 2006. – № 28. – Р. 35–42.
12. Strenze T. Intelligence and socioeconomic success: A metaanalytic review of longitudinal research // Intelligence. – 2007. – № 35. – Р. 401–426.
13. Roth P. L., BeVier C. A., Schippman J. S. et al. Metaanalysing the relationship between grades and job performance // Journal of Applied Psychology. – 1996. – № 81. – Р. 548–556.
14. Poropat A. E. A Meta-Analysis of the Five-Factor Model of Personality and Academic Performance // Psychological Bulletin. – 2009. – Vol. 135. – № 2. – Р. 322–338.
15. Гордеева Т. О., Кузьменко Н. Е., Леонтьев Д. А. и др. Индивидуально-психологические особенности и проблемы адаптации студентов: отличаются ли победители олимпиад от остальных? // Современные тенденции развития естественнонаучного образования: фундаментальное университетское образование / под общей ред. акад. В. В. Лунина. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – C. 92–102.
16. Гордеева Т. О., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. – 2011. – C. 642–668.
17. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Кузьменко Н. Е. и др. Об эффективности двух систем зачисления абитуриентов в химические вузы: дальнейший анализ проблемы // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. – 2011. – C. 404–423.
Рецензия
Для цитирования:
Тюсова О.В., Исаева Е.Р., Тишков А.В., Шапоров А.М., Павлова О.В., Ефимов Д.А., Власов Т.Д. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАК ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ. Учёные записки Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. 2017;24(2):66-72. https://doi.org/10.24884/1607-4181-2017-24-2-66-72
For citation:
Toussova O.V., Isaeva E.R., Tishkov A.V., Shaporov A.M., Pavlova O.V., Efimov D.A., Vlasov T.D. PSYCHOLOGICAL INDEXES AS ACADEMIC SUCCESS PROGNOSTIC CRITERIA FOR STUDENTS IN THE MEDICAL UNIVERSITY. The Scientific Notes of the Pavlov University. 2017;24(2):66-72. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/1607-4181-2017-24-2-66-72