Дорожно-транспортный травматизм: психолого-социальные аспекты
https://doi.org/10.24884/1607-4181-2023-30-1-71-77
Аннотация
Введение. Несмотря на положительную тенденцию за последние годы, частота дорожно-транспортного травматизма (ДТП) и смертность от него остаются высокими, значительно превышая таковые в развитых странах. Экономическая значимость проблемы определяется как высоким уровнем инвалидизации среди пострадавших, так и тем, что значительную их часть составляют лица трудоспособного возраста. Возникновению и тем или иным исходам ДТП способствуют следующие факторы: люди (поведение, здоровье, психологическое состояние участников дорожного движения); состояние транспортного средства; окружающая среда (инфраструктура дорог); состояние организации медицинской помощи пострадавшим (включая возможность и готовность участников и свидетелей ДТП к оказанию первой медицинской помощи).
Цель – проанализировать уровень культуры вождения и готовность водителей к оказанию первой помощи по результатам самооценки.
Методы и материалы. Основным методом исследования являлся социологический опрос, который проводился на базе программы для администрирования опросов Google Forms. Анкетирование проводилось среди населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Разработанная для исследования анкета включала 29 вопросов. Все анкеты были зашифрованы и обработаны с использованием прикладных статистических программ Excel и Statistica 10.
Результаты. Оценивая свой уровень знания правил дорожного движения, большая часть респондентов считала его средним (45,3 %) и выше среднего (34,0 %). Лишь 7,5 % полагали его высоким. Каждый третий (34,2 %) респондент был участником ДТП (в том числе 4,9%– ДТП с пострадавшими). 45,3% опрошенных оценивают уровень культуры вождения как средний; 39,6 % – как скорее низкий; и только 5,7 % – как скорее высокий. Большинство (83,0 %) водителей всегда используют ремни безопасности. Среди водителей, имеющих детей, у 11,8 % отсутствовали специальные удерживающие устройства для перевозки детей. У 10,4 % опрошенных в автомобиле нет аптечки. Невысока готовность водителей к оказанию первой помощи. Только 26,9 % опрошенных уверенно ответили, что смогли бы оказать помощь пострадавшим.
Выводы. Проблема профилактики ДТП и снижения смертности от них может быть решена только при использовании системного подхода, включающего оптимизацию организации дорожного движения, улучшение инфраструктуры дорог, состояние транспортных средств, совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим и др. Однако центральное место должно уделяться воспитанию культуры всех участников движения, психологической готовности к соблюдению правил дорожного движения, оказанию первой помощи.
Об авторе
Н. Г. ПетроваРоссия
Петрова Наталия Гурьевна, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедры сестринского дела
197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8.
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018–2024 годы. Постановление Правительства РФ от 08.01.2018 г. – № 1-Р. URL: https://zelao.mos.ru/presscenter/news/detail/7117632.html (дата обращения: 22.05.23).
2. Синявская Н. В., Шестаков В. И. Анализ факторов дорожно-транспортного травматизма и смертности // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. – 2019. – № 1(2). – C. 256–260.
3. Клачкова А. В., Семенова Е. Д. Анализ статистики ДТП в Российской Федерации // Инновационная наука. – 2020. – № 12. – C. 26–28.
4. Кравченко П. А., Жанказиев С. В., Олещенко Е. М. Концепция обеспечения нулевой смертности на дорогах России как механизм борьбы с причинами дорожно-транспортных происшествий // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. – 2019. – № 4 (83). – C. 3–7.
5. Дементьев И. М., Гуров А. Н., Катунцева Н. А. Оптимизация работы травматологических центров по оказанию медицинской помощи пациентам, пострадавшим в ДТП, на основе независимой оценки качества оказания услуг // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. – 2017. – № 4. – C. 39–44.
6. Соловьева К. С., Залетина А. В. Травматизм детского населения Санкт-Петербурга // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. – 2017. – № 3. – C. 43–49.
7. Bhalla K., Mohan D., O’Neill B. How much would low- and middle-income countries benefit from addressing the key risk factors of road traffic injuries? // International Journal of Injury Control and Safety Promotion. – 2020. – Vol. 27, № 1. – P. 83–90. Doi: 10.1080/17457300.2019.1708411.
8. Moore L. Champion H., O’Reilly G. et al. Impact of trauma system structure on injury outcomes: a systematic review protocol // International Injury Care Improvement Initiative. – 2017. – Vol. 6, № 1. – P. 12. Doi: 10.1186/s13643-017-0408-8.
9. Passmore J., Yon Y., Mikkelsen B. Progress in reducing road-traffic injuries in the WHO European region // Lancet Public Health. – 2019. – Vol. 4, № 6. – P. 272–273. Doi: 10.1016/S2468-2667(19)30074-X.
10. Фадеев В. Специфика культуры водителей в контексте проблемы безопасности дорожного движения // Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 5 (33). – C. 464–469.
Рецензия
Для цитирования:
Петрова Н.Г. Дорожно-транспортный травматизм: психолого-социальные аспекты. Учёные записки Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. 2023;30(1):71-77. https://doi.org/10.24884/1607-4181-2023-30-1-71-77
For citation:
Petrova N.G. Road traffic injuries: psychological and social aspects. The Scientific Notes of the Pavlov University. 2023;30(1):71-77. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/1607-4181-2023-30-1-71-77