Preview

Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова

Расширенный поиск

Адаптационный потенциал студентов медицинского вуза при дистанционном обучении

https://doi.org/10.24884/1607-4181-2021-28-4-63-71

Полный текст:

Аннотация

Введение. Пандемия коронавирусной инфекции спровоцировала резкий переход от классической формы обучения к дистанционной, которая получила широкое распространение за последние полтора года. Студенты и преподаватели вынуждены адаптироваться к изменившимся условиям обучения и жизни в целом. Сложившаяся ситуация неопределенности вызвала стрессовые реакции и актуализировала адаптационный потенциал психики. Исследований по данной теме практически нет, что объясняет новизну и актуальность данной работы.

Методы и материалы. Статья посвящена изучению адаптационных особенностей студентов медицинского вуза при дистанционном обучении. Для изучения адаптационных особенностей использовали многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» (А. Г. Маклаков, С. В. Чермянин, 1993 г.). Для исследования причин возникновения учебного стресса у студентов и стратегий совладания со стрессом применяли копинг-тест Лазаруса и тест на учебный стресс (Ю. В. Щербатых). Для исследования отношения студентов к очной и дистанционной формам обучения использовали специально разработанную анкету. Статистическая обработка была проведена с помощью «SPSS Statistics 21».

Результаты. Исследование было проведено весной 2021 г. В нем приняли участие 100 студентов I курса ПСПбГМУ им. И. П. Павлова. Средний возраст выборки – (18,32±1,5) года; среди них 29 мужчин и 71 женщина. К ведущим причинам, вызывающим учебный стресс, студенты относят большую учебную нагрузку (7,32 балла), большой объем учебного материала для запоминания (7,20 балла), сложности в понимании материала (6,99 балла) и наличие отработок (6,82 балла), которые введены для ликвидации задолженности. Ведущими копинг-стратегиями при дистанционном обучении являются «самоконтроль» (13,29 балла), «планирование решения проблемы» (13,21 балла) и «положительная переоценка» (12,99 балла). Самыми распространенными способами борьбы со стрессом являются сон (17 %), вкусная еда (15 %), общение с друзьями (14 %), прогулки на свежем воздухе (13 %) и поддержка или совет от родителей (12 %). У студентов, обучающихся дистанционно, преобладает средний уровень адаптационного потенциала. Студенты с более высоким адаптационным потенциалом в борьбе со стрессом значимо чаще (p≤0,01) используют стратегии планирования решения проблемы и положительной переоценки, тогда как студенты с более низким адаптационным потенциалом значимо чаще (p≤0,05) применяют в ситуации стресса копинг «принятие ответственности» и «бегство-избегание».

Заключение. Проведенное исследование позволило выявить причины учебного стресса студентов, стратегии поведения и совладания со стрессовой ситуацией, что необходимо учитывать в организации процесса обучения и в работе психологической службы для улучшения усвоения знаний и академической успешности студентов. Полученные результаты позволили выявить преимущества и недостатки очной и дистанционной форм обучения, что дает возможность сделать предположение об оптимальности сочетания обеих форм в дальнейшем образовательном процессе.

 

 

Об авторах

О. В. Тюсова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Тюсова Ольга Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии

197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8



О. В. Павлова
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Павлова Ольга Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после нее: аналит. докл. / Минобрнауки России. – 2020. – C. 52.

2. Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В. и др. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. – 2020. – № 10. – С. 87–90.

3. Богомолов А. М.Личностный адаптационный потенциал в контексте системного анализа // Психолог. наука и образование. – 2008. – № 1. – С. 67–73.

4. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006.

5. Folkman S., Moskowitz J. T. Stress, positive emotion, and coping // Current Directions in Psychological Science. – 2000. – Vol. 9, № 4. – P. 115–118.

6. Величковская С. Б., Гребенникова Т. О. Факторы напряженности в учебной и практической деятельности студентов медицинских специальностей на разных этапах обучения // Психология состояний: сб. материалов юбилейной Международ. школы / под ред. Б. С. Алишева, А. О. Прохорова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – С. 72–77.

7. Ветрова И. И. Связь совладающего поведения с контролемповедения и психологической защитой в системе саморегуляции // Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Ин-т психологии РАН, 2008. – C. 179–197.

8. Соколов Г. А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения // Современное образование. – 2014. – № 1. – С. 1–13.

9. Калинченко Е. И., Лаптева Е. А., Чеканин И. М. Характеристика психоэмоциональных особенностей студентов медицинского колледжа // Международ. журн. приклад. и фундамент. исслед. – 2016. – № 3. –C. 320–322.

10. Карякина С. Н., Забабурина О. С. Психологические аспекты учебного стресса студентов на разных этапах обучения в вузе // Актуальные проблемы гуманитар. и естественных наук. – 2016. – № 3-6. – С. 59–62.

11. Ледовская Т. В., Журавлева Н. А. Особенности совладающего поведения у студентов очного и заочного отделения // Психология стресса и совладающего поведения: МатериалыIII Международ. науч.-практ. конф. Т. 2. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – С. 120–122.

12. Маклаков А. Г., Сидорова А. А. Формирование адаптационного потенциала личности и его развитие в процессе обучения в вузе // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. – 2011. – Т. 5, № 4. – С. 41–51.

13. Маклаков А. Г., Чермянин С. В. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) // Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. пособие / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2006. – С. 549–558.


Рецензия

Для цитирования:


Тюсова О.В., Павлова О.В. Адаптационный потенциал студентов медицинского вуза при дистанционном обучении. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. 2021;28(4):63-71. https://doi.org/10.24884/1607-4181-2021-28-4-63-71

For citation:


Toussova O.V., Pavlova O.V. Adaptation potential of medical students in distance learning. The Scientific Notes of the Pavlov University. 2021;28(4):63-71. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/1607-4181-2021-28-4-63-71

Просмотров: 39


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-4181 (Print)
ISSN 2541-8807 (Online)