Учебная мотивация студентов-стоматологов старших курсов
https://doi.org/10.24884/1607-4181-2019-26-4-34-39
Аннотация
Введение. Проблема учебной мотивации является ведущей в психологии обучения. Содержание мотивации, ее структура формируют определенный мотивационный уровень студента и степень его учебной активности. За время обучения в вузе соотношение мотивов меняется, что отражается на успеваемости студентов.
Цель – исследование особенностей мотивации учебной деятельности студентов-стоматологов IV курса.
Методы и материалы. Анализировали характер учебной мотивации 48 студентов IV курса Cтоматологического факультета. Использовали методику А. А. Реана и В. А. Якунина «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», методику Т. И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе», а также Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач».
Результаты. Учебная деятельность студентов-стоматологов поддерживается многими мотивами. Наиболее сильными, ведущими мотивами являются профессиональные, учебные, учебно-познавательные и мотив получения диплома. В мотивационной сфере студентов присутствуют как внешние, так и внутренние мотивы, не зависящие от внешних стимулов. Студенты в равной степени нацелены на получение знаний и на овладение профессией. У студентов имеются как мотивы достижения успеха, так и мотивы избегания неудачи, выраженные в бóльшей степени. Приведены приемы формирования положительной учебной мотивации на занятиях студентов-стоматологов IV курса.
Выводы. Учебная деятельность студентов-стоматологов поддерживается профессиональными, учебными, учебнопознавательными и прагматическими мотивами. В структуре мотивации есть внешние и внутренние мотивы, придающие ей устойчивость. Студенты удовлетворены выбранной профессией, учебная деятельность не является вынужденной. У студентов-стоматологов направленность на избегание неудач преобладает над стремлением к достижению успеха, что необходимо учитывать в мотивационном сопровождении учебного процесса.
Авторы заявили об отсутствии потенциального конфликта интересов.
Авторы подтверждают, что соблюдены права людей, принимавших участие в исследовании, включая получение информированного согласия в тех случаях, когда оно необходимо, и правила обращения с животными в случаях их использования в работе. Подробная информация содержится в Правилах для авторов.
Об авторах
В. Б. ЛампусоваРоссия
Лампусова Виктория Борисовна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии терапевтической и пародонтологии
197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8
Л. Ю. Орехова
Россия
Орехова Людмила Юрьевна, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой стоматологии терапевтической и пародонтологии
Л. И. Шаламай
Россия
Шаламай Людмила Ивановна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии терапевтической и пародонтологии
Список литературы
1. Вилюнас В. Психология развития мотивации. – СПб.: Речь, 2006. – 457 с.
2. Григорьева Н. Г. Мотивированная учебная деятельность как фактор успешного обучения студентов // Высш. образование сегодня. – 2016. – № 2. – С. 60–63.
3. Семенова Т. В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности // Высш. образование в России. – 2016. – № 7 (203). – С. 25–37.
4. Дворецкая Т. А. Динамика направленности учебной мотивации у студентов разных курсов в течении учебного года // Проф. образование в соврем. мире. – 2018. – Т. 8, № 2. – С. 1024–1033. Doi: 10.15372/PEMW 20180222.
5. Кудрявцева Т. В., Орехова Л. Ю., Ванчакова Н. П. и др. Роль психотипа преподавателя-стоматолога в определении профессиональной пригодности в системе професионального медицинского образования // Пародонтология. – 2016. – Т. 21, № 1 (78). – С. 30–33.
6. Тюсова О. В., Шапоров А. М., Павлова О. В. и др. Социально-психологические особенности и профессиональная направленность студентов медицинского ВУЗа // Учен. зап. СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. – 2015. – Т. 22, № 4. – С. 51–54.
7. Тюсова О. В., Исаева Е. Р., Тишков А. В. и др. Психологические показатели как прогностические критерии академической успеваемости студентов в медицинском вузе // Учен. зап. СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова. – 2017. – Т. 24, № 2. – С. 66–72.
8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2011. – С. 512.
9. Райгородский Д. А. Практическая психодиагностика: методики, тесты. – Самара: Бахрах-М, 2008. – С. 672.
10. Дерягина Л. Е., Шерстенникова А. К. Роль доминирующей мотивации в успешности (неуспешности) учебной деятельности и ее взаимосвязь с личностной и ситуативной тревожностью // Соврем. исслед. соц. проблем (электрон. науч. журн.). – 2015. – № 12 (56). – С. 3–14.
11. Орехова Л. Ю., Кудрявцева Т. В., Кучумова Е. Д. и др. К вопросу о профессиональной подготовке выпускников стоматологического факультета // Стоматол. науч.- образоват. журн. – 2014. – № 3/4. – С. 44–48.
12. Агранович Н. В., Кнышева С. А. Изучение мотивации учебной деятельности студентов медицинских вузов и ее роль в формировании готовности к будущей профессии // Соврем. проблемы науки и образования. – 2015. – № 2, Ч. 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=22799 (дата обращения: 21.06.2018).
13. Семенова Л. Г. Развитие мотивации достижения в профессиональном становлении студентов вуза // Вестн. Тамбовского ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. – 2008. – № 2 (58). – С. 354–359.
Рецензия
Для цитирования:
Лампусова В.Б., Орехова Л.Ю., Шаламай Л.И. Учебная мотивация студентов-стоматологов старших курсов. Учёные записки Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. 2019;26(4):34-39. https://doi.org/10.24884/1607-4181-2019-26-4-34-39
For citation:
Lampusova V.B., Orekhova L.Yu., Shalamay L.I. Educational motivation of the senior students of Dental faculty. The Scientific Notes of the Pavlov University. 2019;26(4):34-39. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/1607-4181-2019-26-4-34-39