Preview

Учёные записки Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова

Расширенный поиск

Кривая обучаемости и результаты транссфеноидальной эндоскопической хирургии аденом гипофиза

https://doi.org/10.24884/1607-4181-2024-31-3-48-57

Аннотация

Введение. С начала развития транссфеноидального подхода многие практикующие хирурги в своих публикациях подчеркивали крутую кривую обучения этой области, выделяя сложности, которые могут возникнуть у начинающих хирургов. Несмотря на очевидность общей эффективности и безопасности эндоскопической хирургии, множество разнообразных факторов, как сообщается в современной литературе, влияют на кривые оперативного обучения малоинвазивным эндоскопическим методам, включая транссфеноидальную эндоскопическую хирургию гипофиза, а, соответственно, и на результаты хирургического лечения.

Цель – анализ результатов лечения пациентов с диагнозом «аденома гипофиза» транссфеноидальным эндоскопическим путем за период с 2019 по 2022 гг. у опытного и неопытных хирургов, определение порога обучения данному методу и пути его преодоления.

Методы и материалы. В данной статье описан статистический анализ результатов лечения пациентов с диагнозом «аденома гипофиза» транссфеноидальным эндоскопическим путем за период с 2019 по 2022 гг. у опытного и неопытных хирургов, обзор литературы определения кривой обучения хирургов данному подходу.

Результаты. Нейрохирург, выполняющий более 200 трансназальных операций в год, имел более низкие показатели эндокринологических, офтальмологических и инфекционных осложнений, меньшую частоту послеоперационной ликвореи, более высокий показатель радикальности проведенных операций, меньшее время операции. Однако важно отметить, что и у неопытных хирургов, выполняющих менее 50 операций в год и общим опытом менее 100 операций, процент осложнений не превышает цифры, публикуемые в современной литературе.

Заключение. Кривая обучения является решающим фактором в приобретении новых мануальных навыков. Понимание связи между кривой обучения и результатами хирургических операций позволит хирургам лучше понять, чего ожидать и какие меры следует применять по мере развития этих хирургических навыков. Представляется, что овладение эндоскопической хирургией основания черепа должно обязательно проводиться в крупном специализированном нейрохирургическом центре, имеющем нейрохирурга экспертного уровня с опытом нескольких тысяч операций и выполняющего не менее 200 операций ежегодно.

Об авторах

В. Ю. Черебилло
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Россия

Черебилло Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой нейрохирургии, руководитель отдела нейрохирургии

197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8 


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.



Ю. И. Рюмина
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова
Россия

Рюмина Юлия Игоревна, врач-нейрохирург нейрохирургического отделения № 1, аспирант кафедры нейрохирургии

197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8 


Конфликт интересов:

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.



Список литературы

1. Kassam A. B., Prevedello D. M., Carrau R. L. et al. Endoscopic endonasal skull base surgery: analysis of complications in the authors’ initial 800 patients: A review // Journal of Neurosurgery. – 2011. – Vol. 114, № 6. – P. 1544–1568. https://doi.org/10.3171/2010.10.

2. Kshettry V. R., Do H., Elshazly K. et al. The learning curve in endoscopic endonasal resection of craniopharyngiomas // Neurosurgical Focus. – 2016. – Vol. 41, № 6. – P. E9. https://doi.org/10.3171/2016.9.FOCUS16292.

3. Koutourousiou M., Gardner P. A., Tormenti M. J. et al. Endoscopic endonasal approach for resection of cranial base chordomas: outcomes and learning curve // Neurosurgery. – 2012. – Vol. 71. – P. 614–625. https://doi.org/10.1227/neu.0b013e31825ea3e0.

4. Ding H., Gu Y., Zhang X. et al. Learning curve for the endoscopic endonasal approach for suprasellar craniopharyngiomas // J Clin Neurosci. – 2017. – Vol. 42. – P. 209–216. https://doi.org/10.1016/j.jocn.2017.04.021.

5. Wright T. P. Factors affecting the cost of airplanes // J Aeronaut Sci. – 1936. – Vol. 3. – P. 122–128. https://doi.org/10.2514/8.155.

6. Smith S. J., Eralil G., Woon K. et al. Light at the end of the tunnel: the learning curve associated with endoscopic transsphenoidal skull base surgery // Skull Base. – 2010. – Vol. 20. – P. 69–74. https://doi.org/10.1055/s-0029-1238214.

7. Khan N., Abboudi H., Khan M. S. et al. Measuring the surgical ‘learning curve’: P. methods, variables and competency // BJU Int. – 2014. – Vol. 113. – P. 504–508. https://doi.org/10.1111/bju.12197.

8. Pernar L. I. M., Robertson F. C., Tavakkoli A. et al. An appraisal of the learning curve in robotic general surgery // Surg Endosc. – 2017. – Vol. 31. – P. 4583–4596. https://doi.org/10.1007/s00464-017-5520-2.

9. Mamelak A. N. Pro: endoscopic endonasal transsphenoidal pituitary surgery is superior to microscope-based transsphenoidal surgery // Endocrine. – 2014. – Vol. 47, № 2. – P. 409–414. https://doi.org/10.1007/s12020-014-0294-y.

10. Koc K., Anik I., Ozdamar D. et al. The learning curve in endoscopic pituitary surgery and our experience // Neurosurg Rev. – 2006. – Vol. 29, № 4. – P. 298–305. https://doi.org/10.1007/s10143-006-0054-4.

11. Smith S. J., Eralil G., Woon K. et al. Light at the end of the tunnel: the learning curve associated with endoscopic transsphenoidal skull base surgery // Skull Base. – 2010. – Vol. 20, № 2. – P. 69–74. https://doi.org/10.1055/s-0029-1238214.

12. Leach P., Abou­Zeid A. H., Kearney T. et al. Endoscopic transsphenoidal pituitary surgery: evidence of an operative learning curve // Neurosurgery. – 2010. – Vol. 67, № 5. – P. 1205–1212. https://doi.org/10.1227/neu.0b013e3181ef25c5.

13. Щербук Ю. А., Полежаев А. В., Черебилло В. Ю., Кандыба Д. В. Эндоскопическая транссфеноидальная хирургия опухолей гипофиза // Нейрохирургия. – 1998. – № 2. – С. 17–21.

14. Гайдар Б. В., Черебилло В. Ю., Полежаев А. В. и др. Эндовидеомониторинг в транссфеноидальной хирургии аденом гипофиза // Современные минимально-инвазивные технологии. Материалы VI международного симпозиума. – 2001. – С. 129–132.

15. Черебилло В.Ю., Гофман В.Р., Полежаев А.В. Транссфеноидальная хирургия больших и гигантских аденом гипофиза с применением интраоперационного эндовидеомониторинга // Вопросы нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко. – 2005. – № 1. – С. 12–16.

16. Черебилло В. Ю., Полежаев А. В., Гофман В. Р. Современные аспекты эндоскопической транссфеноидальной хирургии опухолей гипофиза // Сборник лекций по актуальным вопросам нейрохирургии. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 165–180.

17. Черебилло В. Ю. Трансфеноидальная эндоскопическая хирургия в комплексном лечении аденом гипофиза. Дисс. … д-ра мед. наук. – ГОУВПО «Военно-медицинская академия», Санкт-Петербург, 2008.

18. Lubowitz J. H., Sahasrabudhe A., Appleby D. Minimally invasive surgery in total knee arthroplasty: the learning curve // Orthopedics. – 2007. – Vol. 30, № 8. – P. 80–2.

19. Hoppe D. J., Simunovic N., Bhandari M. et al. The learning curve for hip arthroscopy: a systematic review // Arthroscopy. – 2014. – Vol. 30. – P. 389–397. https://doi.org/10.1016/j.arthro.2013.11.012.

20. Sclafani J. A., Kim C. W. Complications associated with the initial learning curve of minimally invasive spine surgery: a systematic review // Clin Orthop Relat Res. – 2014. – Vol. 472. – P. 1711–1717. https://doi.org/10.1007/s11999-014-3495-z.

21. Pernar L. I., Robertson F. C., Tavakkoli A. et al. An appraisal of the learning curve in robotic general surgery // Surg Endosc. – 2017. – Vol. 31. – P. 4583–4596. https://doi.org/10.1007/s00464-017-5520-2.

22. Shikary T., Andaluz N., Meinzen­Derr J. et al. Operative learning curve after transition to endoscopic transsphenoidal pituitary surgery // World Neurosurgery. – 2017. – Vol. 102. – P. 608–612. https://doi.org/10.1016/j.wneu.2017.03.008.

23. Chi F., Yu W., Yingying L. et. al. A learning curve of endoscopic transsphenoidal surgery for pituitary adenoma // J Craniofac Surg. – 2013. – Vol. 24, № 6. – P. 2064–2067. https://doi.org/10.1097/scs.0b013e3182a24328.

24. Younus I., Gerges M. M., Uribe­Cardenas R. et al. How long is the tail end of the learning curve? Results from 1000 consecutive endoscopic endonasal skull base cases following the initial 200 cases // J Neurosurg. – 2020. – Vol. 134. – P. 750–760. https://doi.org/10.3171/2019.12.jns192600.

25. Alomari A., Alsarraj M., Alqarni S. The learning curve in endoscopic transsphenoidal skull-base surgery: a systematic review // BMC Surg. – 2024. – Vol. 24. – P. 135. https://doi.org/10.1186/s12893-024-02418-y.

26. Khan N., Abboudi H., Khan M. S. et al. Measuring the surgical ‘learning curve’: methods, variables and competency // BJU Int. – 2014. – Vol. 113. – P. 504–508. https://doi.org/10.1111/bju.12197.


Рецензия

Для цитирования:


Черебилло В.Ю., Рюмина Ю.И. Кривая обучаемости и результаты транссфеноидальной эндоскопической хирургии аденом гипофиза. Учёные записки Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. 2024;31(3):48-57. https://doi.org/10.24884/1607-4181-2024-31-3-48-57

For citation:


Cherebillo V.Yu., Ryumina Yu.I. Learning curve and its effect on the results of transsphenoidal endoscopic surgery of pituitary adenomas. The Scientific Notes of the Pavlov University. 2024;31(3):48-57. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/1607-4181-2024-31-3-48-57

Просмотров: 241


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-4181 (Print)
ISSN 2541-8807 (Online)