Кривая обучаемости и результаты транссфеноидальной эндоскопической хирургии аденом гипофиза
https://doi.org/10.24884/1607-4181-2024-31-3-48-57
Аннотация
Введение. С начала развития транссфеноидального подхода многие практикующие хирурги в своих публикациях подчеркивали крутую кривую обучения этой области, выделяя сложности, которые могут возникнуть у начинающих хирургов. Несмотря на очевидность общей эффективности и безопасности эндоскопической хирургии, множество разнообразных факторов, как сообщается в современной литературе, влияют на кривые оперативного обучения малоинвазивным эндоскопическим методам, включая транссфеноидальную эндоскопическую хирургию гипофиза, а, соответственно, и на результаты хирургического лечения.
Цель – анализ результатов лечения пациентов с диагнозом «аденома гипофиза» транссфеноидальным эндоскопическим путем за период с 2019 по 2022 гг. у опытного и неопытных хирургов, определение порога обучения данному методу и пути его преодоления.
Методы и материалы. В данной статье описан статистический анализ результатов лечения пациентов с диагнозом «аденома гипофиза» транссфеноидальным эндоскопическим путем за период с 2019 по 2022 гг. у опытного и неопытных хирургов, обзор литературы определения кривой обучения хирургов данному подходу.
Результаты. Нейрохирург, выполняющий более 200 трансназальных операций в год, имел более низкие показатели эндокринологических, офтальмологических и инфекционных осложнений, меньшую частоту послеоперационной ликвореи, более высокий показатель радикальности проведенных операций, меньшее время операции. Однако важно отметить, что и у неопытных хирургов, выполняющих менее 50 операций в год и общим опытом менее 100 операций, процент осложнений не превышает цифры, публикуемые в современной литературе.
Заключение. Кривая обучения является решающим фактором в приобретении новых мануальных навыков. Понимание связи между кривой обучения и результатами хирургических операций позволит хирургам лучше понять, чего ожидать и какие меры следует применять по мере развития этих хирургических навыков. Представляется, что овладение эндоскопической хирургией основания черепа должно обязательно проводиться в крупном специализированном нейрохирургическом центре, имеющем нейрохирурга экспертного уровня с опытом нескольких тысяч операций и выполняющего не менее 200 операций ежегодно.
Об авторах
В. Ю. ЧеребиллоРоссия
Черебилло Владислав Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой нейрохирургии, руководитель отдела нейрохирургии
197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Ю. И. Рюмина
Россия
Рюмина Юлия Игоревна, врач-нейрохирург нейрохирургического отделения № 1, аспирант кафедры нейрохирургии
197022, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 6-8
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Kassam A. B., Prevedello D. M., Carrau R. L. et al. Endoscopic endonasal skull base surgery: analysis of complications in the authors’ initial 800 patients: A review // Journal of Neurosurgery. – 2011. – Vol. 114, № 6. – P. 1544–1568. https://doi.org/10.3171/2010.10.
2. Kshettry V. R., Do H., Elshazly K. et al. The learning curve in endoscopic endonasal resection of craniopharyngiomas // Neurosurgical Focus. – 2016. – Vol. 41, № 6. – P. E9. https://doi.org/10.3171/2016.9.FOCUS16292.
3. Koutourousiou M., Gardner P. A., Tormenti M. J. et al. Endoscopic endonasal approach for resection of cranial base chordomas: outcomes and learning curve // Neurosurgery. – 2012. – Vol. 71. – P. 614–625. https://doi.org/10.1227/neu.0b013e31825ea3e0.
4. Ding H., Gu Y., Zhang X. et al. Learning curve for the endoscopic endonasal approach for suprasellar craniopharyngiomas // J Clin Neurosci. – 2017. – Vol. 42. – P. 209–216. https://doi.org/10.1016/j.jocn.2017.04.021.
5. Wright T. P. Factors affecting the cost of airplanes // J Aeronaut Sci. – 1936. – Vol. 3. – P. 122–128. https://doi.org/10.2514/8.155.
6. Smith S. J., Eralil G., Woon K. et al. Light at the end of the tunnel: the learning curve associated with endoscopic transsphenoidal skull base surgery // Skull Base. – 2010. – Vol. 20. – P. 69–74. https://doi.org/10.1055/s-0029-1238214.
7. Khan N., Abboudi H., Khan M. S. et al. Measuring the surgical ‘learning curve’: P. methods, variables and competency // BJU Int. – 2014. – Vol. 113. – P. 504–508. https://doi.org/10.1111/bju.12197.
8. Pernar L. I. M., Robertson F. C., Tavakkoli A. et al. An appraisal of the learning curve in robotic general surgery // Surg Endosc. – 2017. – Vol. 31. – P. 4583–4596. https://doi.org/10.1007/s00464-017-5520-2.
9. Mamelak A. N. Pro: endoscopic endonasal transsphenoidal pituitary surgery is superior to microscope-based transsphenoidal surgery // Endocrine. – 2014. – Vol. 47, № 2. – P. 409–414. https://doi.org/10.1007/s12020-014-0294-y.
10. Koc K., Anik I., Ozdamar D. et al. The learning curve in endoscopic pituitary surgery and our experience // Neurosurg Rev. – 2006. – Vol. 29, № 4. – P. 298–305. https://doi.org/10.1007/s10143-006-0054-4.
11. Smith S. J., Eralil G., Woon K. et al. Light at the end of the tunnel: the learning curve associated with endoscopic transsphenoidal skull base surgery // Skull Base. – 2010. – Vol. 20, № 2. – P. 69–74. https://doi.org/10.1055/s-0029-1238214.
12. Leach P., AbouZeid A. H., Kearney T. et al. Endoscopic transsphenoidal pituitary surgery: evidence of an operative learning curve // Neurosurgery. – 2010. – Vol. 67, № 5. – P. 1205–1212. https://doi.org/10.1227/neu.0b013e3181ef25c5.
13. Щербук Ю. А., Полежаев А. В., Черебилло В. Ю., Кандыба Д. В. Эндоскопическая транссфеноидальная хирургия опухолей гипофиза // Нейрохирургия. – 1998. – № 2. – С. 17–21.
14. Гайдар Б. В., Черебилло В. Ю., Полежаев А. В. и др. Эндовидеомониторинг в транссфеноидальной хирургии аденом гипофиза // Современные минимально-инвазивные технологии. Материалы VI международного симпозиума. – 2001. – С. 129–132.
15. Черебилло В.Ю., Гофман В.Р., Полежаев А.В. Транссфеноидальная хирургия больших и гигантских аденом гипофиза с применением интраоперационного эндовидеомониторинга // Вопросы нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко. – 2005. – № 1. – С. 12–16.
16. Черебилло В. Ю., Полежаев А. В., Гофман В. Р. Современные аспекты эндоскопической транссфеноидальной хирургии опухолей гипофиза // Сборник лекций по актуальным вопросам нейрохирургии. – Санкт-Петербург, 2008. – С. 165–180.
17. Черебилло В. Ю. Трансфеноидальная эндоскопическая хирургия в комплексном лечении аденом гипофиза. Дисс. … д-ра мед. наук. – ГОУВПО «Военно-медицинская академия», Санкт-Петербург, 2008.
18. Lubowitz J. H., Sahasrabudhe A., Appleby D. Minimally invasive surgery in total knee arthroplasty: the learning curve // Orthopedics. – 2007. – Vol. 30, № 8. – P. 80–2.
19. Hoppe D. J., Simunovic N., Bhandari M. et al. The learning curve for hip arthroscopy: a systematic review // Arthroscopy. – 2014. – Vol. 30. – P. 389–397. https://doi.org/10.1016/j.arthro.2013.11.012.
20. Sclafani J. A., Kim C. W. Complications associated with the initial learning curve of minimally invasive spine surgery: a systematic review // Clin Orthop Relat Res. – 2014. – Vol. 472. – P. 1711–1717. https://doi.org/10.1007/s11999-014-3495-z.
21. Pernar L. I., Robertson F. C., Tavakkoli A. et al. An appraisal of the learning curve in robotic general surgery // Surg Endosc. – 2017. – Vol. 31. – P. 4583–4596. https://doi.org/10.1007/s00464-017-5520-2.
22. Shikary T., Andaluz N., MeinzenDerr J. et al. Operative learning curve after transition to endoscopic transsphenoidal pituitary surgery // World Neurosurgery. – 2017. – Vol. 102. – P. 608–612. https://doi.org/10.1016/j.wneu.2017.03.008.
23. Chi F., Yu W., Yingying L. et. al. A learning curve of endoscopic transsphenoidal surgery for pituitary adenoma // J Craniofac Surg. – 2013. – Vol. 24, № 6. – P. 2064–2067. https://doi.org/10.1097/scs.0b013e3182a24328.
24. Younus I., Gerges M. M., UribeCardenas R. et al. How long is the tail end of the learning curve? Results from 1000 consecutive endoscopic endonasal skull base cases following the initial 200 cases // J Neurosurg. – 2020. – Vol. 134. – P. 750–760. https://doi.org/10.3171/2019.12.jns192600.
25. Alomari A., Alsarraj M., Alqarni S. The learning curve in endoscopic transsphenoidal skull-base surgery: a systematic review // BMC Surg. – 2024. – Vol. 24. – P. 135. https://doi.org/10.1186/s12893-024-02418-y.
26. Khan N., Abboudi H., Khan M. S. et al. Measuring the surgical ‘learning curve’: methods, variables and competency // BJU Int. – 2014. – Vol. 113. – P. 504–508. https://doi.org/10.1111/bju.12197.
Рецензия
Для цитирования:
Черебилло В.Ю., Рюмина Ю.И. Кривая обучаемости и результаты транссфеноидальной эндоскопической хирургии аденом гипофиза. Учёные записки Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. 2024;31(3):48-57. https://doi.org/10.24884/1607-4181-2024-31-3-48-57
For citation:
Cherebillo V.Yu., Ryumina Yu.I. Learning curve and its effect on the results of transsphenoidal endoscopic surgery of pituitary adenomas. The Scientific Notes of the Pavlov University. 2024;31(3):48-57. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/1607-4181-2024-31-3-48-57