Влияние функциональной асимметрии мозга на координационную устойчивость детей с нарушением интеллекта
https://doi.org/10.24884/1607-4181-2024-31-3-66-71
Аннотация
Введение. Координационная устойчивость выражается в психомоторном управлении двигательной деятельностью нервной системой человека и в постуральном балансе как следствие корково-подкорковых процессов регуляции. При умственной отсталости происходит нарушение интегративной деятельности высших отделов головного мозга, нарушение синтеза и анализа афферентной информации всех психических и моторных функций, нарушение пространственно-временных взаимодействий. Актуальным является определение латерализации психомоторных процессов у людей с нарушением интеллекта как одного из предикторов понимания взаимосвязи двигательных асимметрий в контексте механизмов инициирования и дальнейшего регулирования двигательных действий.
Цель – определить характер латерализации психомоторных процессов у детей с нарушением интеллекта и выявить степень влияния на координационную устойчивость.
Методы и материалы. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 14–15 лет, которые были распределены на 2 группы: 20 детей с умственной отсталостью легкой степени и 20 нормотипичных детей из общеобразовательной школы. Выявление индивидуального профиля функциональной межполушарной асимметрии включало прохождение 7 тестов для определения функциональной асимметрии рук и 6 тестов для определения функциональной асимметрии ног, также 2 теста на координационную устойчивость.
Результаты. У нормотипичных школьников преобладает правосторонняя латерализация, что свидетельствует о доминировании левого полушария. У школьников с умственной отсталостью по коэффициенту ручной асимметрии выявлена левосторонняя латерализация. Данные особенности находят выражение в том числе в моторных проявлениях, регулирование двигательных действий в ряде случаев имеет рассогласованный характер.
Выводы. Отсутствует конкретный алгоритм психомоторного управления, который можно наблюдать у нормотипичных школьников; моторика, как и двухсторонняя координация тела, имеет сниженное развитие.
Ключевые слова
Об авторах
Д. В. ФедуловаРоссия
Федулова Дарья Владимировна, кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии
620062, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии конфликта интересов.
К. А. Бердюгин
Россия
Бердюгин Кирилл Александрович, доктор медицинских наук, профессор РАН, профессор кафедры сервиса и оздоровительных технологий
620062, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
Конфликт интересов:
Авторы заявили об отсутствии конфликта интересов.
Список литературы
1. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. ‒ М.: Наука, 1988. – 237 с.
2. Кузикова М. Е., Маничева Ю. С., Шабаев В. С. Специфичность психофизиологических процессов у лиц с различным профилем функциональной асимметрии полушарий головного мозга // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2018. – Т. 13, № 1. – С. 304‒308.
3. Сичко Н. О. Активизация межполушарного взаимодействия коры головного мозга как основа успешного обучения и воспитания подрастающего поколения // Вестник адыгейского государственного университета. Серия : педагогика и психология. – 2009. – № 4. – С. 309‒314.
4. Лурия А. Р., Арсенина Н. Б., Салазкина С. И. Функции лобных долей мозга. ‒ М.: Наука, 1982. – 284 с.
5. Ma Y., Zhang K., Li S. Biomechanical analysis of gait patterns in children with intellectual disabilities // Journal of Intellectual Disability Research. – 2021. – Vol. 65. – P. 912‒921.
6. Leyssens L., Van Hecke R., Moons K. Postural balance problems in people with intellectual disabilities: Do not forget the sensory input systems // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. – 2022. – Vol. 35, № 1. – P. 280‒294.
7. Balayi E., Sedaghati P., Ahmadabadi S. Effects of neuromuscular training on postural control of children with intellectual disability and developmental coordination disorders: Neuromuscular training and postural control // BMC Musculoskeletal Disorders. – 2022. Vol. 23, № 1. – P. 631.
8. Фомина А. Н. Развитие проприоцептивных навыков с помощью методов адаптивной физической культуры для детей с нарушением интеллекта // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 8(31). – С. 39‒44.
9. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. ‒ Издательство московского университета, 1962. – 446 с.
10. Пирогова Е. Е., Гладких Ю. Л., Сидорова С. А. Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ОВЗ через использование элементов метода замещающего онтогенеза // Научный альманах. – 2021. – №11‒1(85). – С. 108‒110.
11. Сентябрев Н. Н., Максимова С. Ю., Данилова К. Ю. Оценка функциональной асимметрии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23667 (дата обращения: 08.06.2024).
12. Медведева Е. Ю., Уромова С. Е. Исследование профилей латеральной организации сенсомоторных функций у детей с умственной отсталостью как психологическая основа обучения плаванию // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. ‒ № 57‒8. – С. 300‒306.
13. PapadatouPastou M., Tomprou D. M. Intelligence and handedness: Meta-analyses of studies on intellectually disabled, typically developing, and gifted individuals // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. – 2015. – № 56. – P. 151–165.
14. Wallden M. The middle crossed syndrome e New insights into core function // Journal of Bodywork & Movement Therapies. – 2014. – Vol. 18. – P. 616‒620.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Федулова Д.В., Бердюгин К.А. Влияние функциональной асимметрии мозга на координационную устойчивость детей с нарушением интеллекта. Учёные записки Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. 2024;31(3):66-71. https://doi.org/10.24884/1607-4181-2024-31-3-66-71
For citation:
Fedulova D.V., Berdyugin K.A. Influence of functional brain asymmetry on coordination stability of children with intellectual disabilities. The Scientific Notes of the Pavlov University. 2024;31(3):66-71. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/1607-4181-2024-31-3-66-71