Preview

Учёные записки Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова

Расширенный поиск

Влияние функциональной асимметрии мозга на координационную устойчивость детей с нарушением интеллекта

https://doi.org/10.24884/1607-4181-2024-31-3-66-71

Аннотация

Введение. Координационная устойчивость выражается в психомоторном управлении двигательной деятельностью нервной системой человека и в постуральном балансе как следствие корково-подкорковых процессов регуляции. При умственной отсталости происходит нарушение интегративной деятельности высших отделов головного мозга, нарушение синтеза и анализа афферентной информации всех психических и моторных функций, нарушение пространственно-временных взаимодействий. Актуальным является определение латерализации психомоторных процессов у людей с нарушением интеллекта как одного из предикторов понимания взаимосвязи двигательных асимметрий в контексте механизмов инициирования и дальнейшего регулирования двигательных действий.

Цель – определить характер латерализации психомоторных процессов у детей с нарушением интеллекта и выявить степень влияния на координационную устойчивость.

Методы и материалы. В исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 14–15 лет, которые были распределены на 2 группы: 20 детей с умственной отсталостью легкой степени и 20 нормотипичных детей из общеобразовательной школы. Выявление индивидуального профиля функциональной межполушарной асимметрии включало прохождение 7 тестов для определения функциональной асимметрии рук и 6 тестов для определения функциональной асимметрии ног, также 2 теста на координационную устойчивость.

Результаты. У нормотипичных школьников преобладает правосторонняя латерализация, что свидетельствует о доминировании левого полушария. У школьников с умственной отсталостью по коэффициенту ручной асимметрии выявлена левосторонняя латерализация. Данные особенности находят выражение в том числе в моторных проявлениях, регулирование двигательных действий в ряде случаев имеет рассогласованный характер.

Выводы. Отсутствует конкретный алгоритм психомоторного управления, который можно наблюдать у нормотипичных школьников; моторика, как и двухсторонняя координация тела, имеет сниженное развитие.

Об авторах

Д. В. Федулова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Федулова Дарья Владимировна, кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии 

620062, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии конфликта интересов. 



К. А. Бердюгин
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Бердюгин Кирилл Александрович, доктор медицинских наук, профессор РАН, профессор кафедры сервиса и оздоровительных технологий

620062, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19


Конфликт интересов:

Авторы заявили об отсутствии конфликта интересов. 



Список литературы

1. Брагина Н. Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. ‒ М.: Наука, 1988. – 237 с.

2. Кузикова М. Е., Маничева Ю. С., Шабаев В. С. Специфичность психофизиологических процессов у лиц с различным профилем функциональной асимметрии полушарий головного мозга // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2018. – Т. 13, № 1. – С. 304‒308.

3. Сичко Н. О. Активизация межполушарного взаимодействия коры головного мозга как основа успешного обучения и воспитания подрастающего поколения // Вестник адыгейского государственного университета. Серия : педагогика и психология. – 2009. – № 4. – С. 309‒314.

4. Лурия А. Р., Арсенина Н. Б., Салазкина С. И. Функции лобных долей мозга. ‒ М.: Наука, 1982. – 284 с.

5. Ma Y., Zhang K., Li S. Biomechanical analysis of gait patterns in children with intellectual disabilities // Journal of Intellectual Disability Research. – 2021. – Vol. 65. – P. 912‒921.

6. Leyssens L., Van Hecke R., Moons K. Postural balance problems in people with intellectual disabilities: Do not forget the sensory input systems // Journal of Applied Research in Intellectual Disabilities. – 2022. – Vol. 35, № 1. – P. 280‒294.

7. Balayi E., Sedaghati P., Ahmadabadi S. Effects of neuromuscular training on postural control of children with intellectual disability and developmental coordination disorders: Neuromuscular training and postural control // BMC Musculoskeletal Disorders. – 2022. Vol. 23, № 1. – P. 631.

8. Фомина А. Н. Развитие проприоцептивных навыков с помощью методов адаптивной физической культуры для детей с нарушением интеллекта // Наука и образование сегодня. – 2018. – № 8(31). – С. 39‒44.

9. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. ‒ Издательство московского университета, 1962. – 446 с.

10. Пирогова Е. Е., Гладких Ю. Л., Сидорова С. А. Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с ОВЗ через использование элементов метода замещающего онтогенеза // Научный альманах. – 2021. – №11‒1(85). – С. 108‒110.

11. Сентябрев Н. Н., Максимова С. Ю., Данилова К. Ю. Оценка функциональной асимметрии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23667 (дата обращения: 08.06.2024).

12. Медведева Е. Ю., Уромова С. Е. Исследование профилей латеральной организации сенсомоторных функций у детей с умственной отсталостью как психологическая основа обучения плаванию // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. ‒ № 57‒8. – С. 300‒306.

13. Papadatou­Pastou M., Tomprou D. M. Intelligence and handedness: Meta-analyses of studies on intellectually disabled, typically developing, and gifted individuals // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. – 2015. – № 56. – P. 151–165.

14. Wallden M. The middle crossed syndrome e New insights into core function // Journal of Bodywork & Movement Therapies. – 2014. – Vol. 18. – P. 616‒620.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Федулова Д.В., Бердюгин К.А. Влияние функциональной асимметрии мозга на координационную устойчивость детей с нарушением интеллекта. Учёные записки Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. 2024;31(3):66-71. https://doi.org/10.24884/1607-4181-2024-31-3-66-71

For citation:


Fedulova D.V., Berdyugin K.A. Influence of functional brain asymmetry on coordination stability of children with intellectual disabilities. The Scientific Notes of the Pavlov University. 2024;31(3):66-71. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/1607-4181-2024-31-3-66-71

Просмотров: 198


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1607-4181 (Print)
ISSN 2541-8807 (Online)